Критерии ясперса сознание. Синдромы помрачения сознания. Критерии Ясперса, клиника. Делирий, клиника, диагностика. Онейройд, клиника, диагностика. Сумеречное состояние сознания, клиника, диагностика. Соматовегетативные проявления алкогольного абстинентног

Нарушения сознания относятся к наименее разработанным вопросам. Несмотря на то что во всех учебниках психиатрии описаны разнообразные формы нарушения сознания, определение этого понятия наталкивается на трудности. Происходит это потому, что понятие сознания в психиатрии не опирается на философскую и психологическую трактовку.

Сознание может рассматриваться в разных аспектах. В философии оно имеет широкое значение, употребляясь в плане противопоставления идеального материальному (как вторичное первичному), с точки зрения происхождения (свойство высокоорганизованной материи), с точки зрения отражения (как отражающее объективный мир).

В более узком значении сознание - это человеческое отражение бытия, отражение в социально выработанных формах идеального. Возникновение человеческого сознания марксизм связывает с возникновением труда в процессе превращения обезьяны в человека. Воздействие на природу в ходе коллективной трудовой деятельности породило осознание свойств и закономерных связей явлений, которое закреплялось в языке, формирующемся в процессе общения. В труде и реальном общении возникло самосознание - осознание собственного отношения к окружающей природной и социальной среде, понимание своего места в системе общественных отношений. Специфика человеческого отражения бытия состоит в том, что "сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его" [1, 29, 194 ].

При решении проблемы сознания в психологии советские ученые исходят из положений марксистско-ленинской философии. Сознание рассматривается как высшая, связанная с речью функция мозга, отражающая в обобщенном виде реальную действительность и целенаправленно регулирующая деятельность человека.

Большое внимание проблеме сознания в психологии уделял С. Л. Рубинштейн [159; 160 ]. Говоря, что сознание - это процесс осознания субъектом объективного бытия реальности, он делал акцент на том, что сознание есть знание того, как объект противостоит познающему субъекту. Проблеме связи сознания с деятельностью уделяется внимание и в трудах А. Н. Леонтьева. Он прямо указывает, что сознание можно понять "как субъективный продукт, как преобразованную форму проявления тех общественных по своей природе отношений, которые осуществляются деятельностью человека в предметном мире... В продукте запечатлевается не образ, а именно деятельность - то предметное содержание, которое она объективно несет в себе" [113, 130 ].

Сознание включает в себя не только знание об окружающем мире, но и знание о себе - о своих индивидуальных и личностных свойствах (последнее предполагает осознание себя в системе общественных отношений). В отличие от традиционного употребления понятия "самосознание" А. Н. Леонтьев предлагает применять этот термин в смысле осознания своих личностных качеств. Он говорит, что самосознание, сознание своего "Я", есть осознание в системе общественных отношений и не представляет собой ничего другого.

Проблеме самосознания уделяется много исследований (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович и др.), анализу его методологического аспекта (И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова), связи самосознания с познанием других людей (А. А. Бодалев, И. С. Кон, В. В. Столин и др.). Чрезвычайно много исследований уделено проблеме самосознания, "образу-Я" в трудах зарубежных авторов- неофрейдистов, представителей гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу). Богата и литература по проблеме самосознания и бессознательного (Ф. В. Бассин, А. Е. Шерозия). Ряд работ посвящен проблеме саморегуляции и самосознания (И. Кон, Б. В. Зейгарник, Л. Фестингер). Выделяются, начиная с Джеймса, и частные проблемы как соотношения самосознания и физического образа-Я (И. И. Чеснокова, А. А. Бодалев, М. А. Карева и др.).

В данной книге нет возможности остановиться на всех аспектах сознания. Хотелось лишь напомнить, что 1) в психологии эта проблема разрабатывается с разных позиций и аспектов, как в теоретическом, так и феноменологическом плане: 2) что как бы различий ни были пути исследования сознания, все отечественные психологи исходят при решении даже его частных проблем из марксистско-ленинской философии положения о том, что сознание отражает объективный вне нас существующий мир, что оно обладает свойством не только отражать, но и творить его.

Понятие сознания в психиатрии не совпадает с его философским и психологическим содержанием. Оно является скорее "рабочим". Ведущий современный психиатр А. В. Снежневский говорит, что "если подходить к сознанию в философском смысле, то мы, естественно, должны сказать, что при всяком психическом заболевании высшая форма отражения мира в нашем мозге нарушается" [173, 99-100 ]. Поэтому клиницисты пользуются условным термином нарушения сознания, имея в виду особые формы его расстройства.

С данным положением соглашается и С. Л. Рубинштейн, говоря о целесообразности "разведения" психического нарушения и нарушения сознания, как обладающих специфическими признаками .

Понятие сознания, которое А. В. Снежневский определяет как "условное", базируется на взглядах немецкого психиатра К. Ясперса, рассматривающего сознание как фон, на котором происходит смена различных психических феноменов. Соответственно при душевных заболеваниях сознание может нарушаться независимо от других форм психической деятельности и наоборот. Так, в историях болезни можно встретить выражения, что у больного имеет место бред при ясном сознании, нарушено мышление на фоне ясного сознания и т.п. Метафорические признаки "ясности" и "помрачения" сознания, введенные К. Ясперсом , стали определяющими для характеристики сознания в учебниках психиатрии до настоящего времени. Вслед за К. Ясперсом в качестве критериев помраченного сознания берутся:

  1. дезориентировка во времени, месте, ситуации;
  2. отсутствие отчетливого восприятия окружающего:
  3. разные степени бессвязности мышления;
  4. затруднение воспоминаний происходящих событий и субъективных болезненных явлений.

Для определения состояния помраченного сознания решающее значение имеет установление совокупности всех вышеперечисленных признаков. Наличие одного или нескольких признаков не может свидетельствовать о помрачении сознания [55, 173 ].

В психиатрии различают разные формы нарушения сознания.*

* Хотя в основном мы не используем концептуальный аппарат психиатрии, однако для некоторых разделов (в частности, сознания) его следует осветить.

Оглушенное состояние сознания . Одним из наиболее распространенных синдромов нарушения сознания является синдром оглушенности, который чаще всего встречается при острых нарушениях ЦНС, при инфекционных заболеваниях, отравлениях, черепно-мозговых травмах.

Оглушенное состояние сознания характеризуется резким повышением порога для всех внешних раздражителей, затруднением образования ассоциаций. Больные отвечают на вопросы как бы "спросонок", сложное содержание вопроса не осмысливается. Отмечается замедленность в движениях, молчаливость, безучастие к окружающему. Выражение лица у больных безразличное. Очень легко наступает дремота. Ориентировка в окружающем неполная или отсутствует. Состояние оглушения сознания длится от минут до нескольких часов.

Делириозное помрачение сознания . Это состояние резко отличается от оглушенного. Ориентировка в окружающем при нем тоже нарушена, однако она заключается не в ослаблении, а в наплывах ярких представлений, непрерывно возникающих обрывков воспоминаний. Возникает не просто дезориентировка, а ложная ориентировка во времени и пространстве.

На фоне делириозного состояния сознания возникают иногда преходящие, иногда более стойкие иллюзии и галлюцинации, бредовые идеи. В отличие от больных, находящихся в оглушенном состоянии сознания, больные в делирии говорливы. При нарастании делирия обманы чувств становятся сценоподобными: мимика напоминает зрителя, следящего за сценой. Выражение лица становится то тревожным, то радостным, мимика выражает то страх, то любопытство. Нередко в состоянии делирия больные становятся возбужденными. Как правило, ночью делириозное состояние усиливается. Делириозное состояние наблюдается в основном у больных с органическими поражениями головного мозга после травм, инфекций.

Онейроидное (сновидное) состояние сознания (впервые описанное Майер-Гроссом) характеризуется причудливой смесью отражения реального мира и обильно всплывающих в сознании ярких чувственных представлений фантастического характера. Больные "совершают" межпланетные путешествия, "оказываются среди жителей Марса". Нередко встречается фантастика с характером громадности: больные присутствуют "при гибели города", видят, "как рушатся здания", "проваливается метро", "раскалывается земной шар", "распадается и носится кусками в космическом пространстве" [173, 111 ].

Иногда у больного приостанавливается фантазирование, но затем незаметно для него в сознании вновь начинают возникать такого рода фантазии, в которых всплывает, по-новому формируясь, весь прежний опыт, все, что он читал, слышал, видел.

Одновременно больной может утверждать, что он находится в психиатрической клинике, что с ним разговаривает врач. Обнаруживается сосуществование реального и фантастического. К. Ясперс, описывая подобное состояние сознания, говорил о том, что отдельные события реальной ситуации заслоняются фантастическими фрагментами, что онейроидное сознание характеризуется глубоким расстройством самосознания. Больные оказываются не только дезориентированы, но у них отмечается фантастическая интерпретация окружающего.

Если при делирии происходит воспроизведение некоторых элементов, отдельных фрагментов реальных событий, то при онейроиде больные ничего не помнят из того, что происходило в реальной ситуации, они вспоминают иногда лишь содержание своих грез.

Сумеречное состояние сознания . Этот синдром характеризуется внезапным наступлением, непродолжительностью и столь же внезапным прекращением, вследствие чего его называют транзисторным, т.е. преходящим.

Приступ сумеречного состояния кончается критически, нередко. с последующим глубоким сном. Характерной чертой сумеречного состояния сознания является последующая амнезия. Воспоминания о периоде помрачения сознания полностью отсутствуют. Во время сумеречного состояния больные сохраняют возможность выполнения автоматических привычных действий. Например, если в поле зрения такого больного попадает нож, больной начинает совершать привычное с ним действие - резать, независимо от того, находится ли перед ним хлеб, бумага или человеческая рука. Нередко при сумеречном состоянии сознания имеют место бредовые идеи, галлюцинации. Под влиянием бреда и напряженного аффекта больные могут совершать опасные поступки.

Сумеречное состояние сознания, протекающее без бреда, галлюцинаций и изменения эмоций, носит название "амбулаторного автоматизма" (непроизвольное блуждание). Страдающие этим расстройством больные, выйдя из дому с определенной целью, вдруг неожиданно и непонятным для себя образом оказываются в другом конце города. Во время этого бессознательного путешествия они механически переходят улицы, едут в транспорте и производят впечатление погруженных в свои мысли людей.

Сумеречное состояние сознания длится иногда чрезвычайно короткое время и носит название absence (отсутствие - франц.).

Псевдодеменция . Разновидностью сумеречного состояния сознания является псевдодеменция. Она может возникнуть при тяжелых деструктивных изменениях в центральной нервной системе и при реактивных состояниях и характеризуется остро наступающими расстройствами суждения, интеллектуально-мнестическими расстройствами. Больные забывают название предметов, дезориентированы, с трудом воспринимают внешние раздражители. Образование новых связей затруднено, временами можно отметить иллюзорные обманы восприятия, нестойкие галлюцинации с двигательным беспокойством.

Больные апатичны, благодушны, эмоциональные проявления скудны, недифференцированы. Поведение нередко напоминает нарочито детское. Так, взрослый больной при вопросе, сколько у него пальцев на ногах, снимает носки, чтобы сосчитать их.

Мы остановились лишь на некоторых формах нарушения сознания. В действительности же их проявления в клинике значительно разнообразнее, но нам важно было познакомить читателя с теми понятиями, в которых нарушения сознания интерпретируются и описываются в клинике.

Наряду с. различными формами нарушения сознания как отражения окружающей действительности в клинике встречается своеобразная форма нарушения самопознавания - деперсонализация.

Деперсонализация . Характеризуется чувством отчуждения собственных мыслей, аффектов, действий, своего "Я", которые воспринимаются как бы со стороны. Частым проявлением деперсонализации является нарушение "схемы тела" - нарушение отражения в сознании основных качеств и способов функционирования собственною тела. его отдельных частей и органов. Подобные нарушения, получившие название "дисморфобии", могут возникать при разных заболеваниях - при эпилепсии, шизофрении, после черепно-мозговых травм и др.

Синдром дисморфобии подробно описан многими психиатрами, начиная с работ итальянского психиатра Морзели (Morseli, 1836-1894). Больные с подобным синдромом считают, что у них "некрасивый нос, оттопыренные уши, от них плохо пахнет". Больные стремятся принять меры по устранению "мешающего недостатка", настаивают на оперативном вмешательстве, они часами стоят перед зеркалом (симптом зеркала), постоянно себя разглядывают.

Особенно подробно описан этот синдром в работах М. В. Коркиной , которая пишет, что этот синдром можно рассматривать как триаду, состоящую из: а) идеи о физическом недостатке с активным стремлением от него избавиться: б) идеи отношений и в) пониженного настроения.

Выраженное, навязчивое или бредовое стремление больных исправить мнимый недостаток дало основание автору говорить о дисморфомании. Речь идет не о расхождении между содержательным отражением идеального представления о внешнем облике "Я" и настоящим, а о неприятии себя, т.е. о неосознаваемом неприятии.

В психологии проблема "образ я" рассматривалась в рамках проблемы самосознания, еще начиная с В. Вундта и А. Пфендера, который отождествлял понятие "Я" и понятие "субъект". В ином аспекте эта проблема ставится у У. Джеймса (1911), который различал эмпирическое "Я" (психический мир субъекта, который дополняется самооценкой) и чистое "Я" (мыслящий человек). Проблема "образ-Я" была предметом анализа разных психологических школ фрейдизма и неофрейдизма, понимающей, гуманистической психологии и т.п.

В отечественной психологии эта проблема выступает уже у Л. Грота, И. М. Сеченова, который увязывал проблему "Я" с "теплыми чувствами", интерорепциями. Была показана зависимость физического образа "Я" от многих моментов, особенно самооценки, оценки других (И. С. Кон, А. А. Бодалев, С. Л. Рубинштейн и др.). С. Л. Рубинштейн прямо указывал на то, что проблема изучения личности "завершается раскрытием самосознания личности" [158, 676-677 ]. Ряд работ посвящен изменению "образа я" у психически больных (Р. Федери. С. Фишер и др.). Много исследований посвящено исследованию нарушения "Я" у больных шизофренией (Векович, Зоммер).

В работе Б. В. Ничипорова, посвященной этой проблеме, показано, что синдром дисморфобии связан с низкой самооценкой. Подобные больные избегают общества, уединяются, нередко переживание своего мнимого уродства столь сильно, что может стать причиной суицидальных попыток. При этом их самооценка опирается не на содержательность представления об идеальном образе внешнего "Я", а на неприятие своего физического "Я".

Самый общий ответ на вопрос о природе данного явления мы находим у И. М. Сеченова , который подчеркивал роль мышечных ощущений в осуществлении движений тела и актов восприятия, указывал на существование "темных", нерасчлененных чувствований, исходящих из внутренних органов, создающих "чувственную подкладку" нашего "Я" и служащих основой самоощущения.

"Темные" интерорецептивные ощущения в силу своего постоянства и однообразия, а также индукционного торможения в связи с направленностью активности субъекта вовне обычно не осознаются, но являются необходимым фоном для нормального протекания всей психической деятельности. На основе этих ощущений ребенок в процессе развития научается выделять себя из окружающего мира.

И. М. Сеченов утверждал, что синтез ощущений, исходящих из внутренних органов чувств и так называемых внешних органов чувств, является стержнем формирования самосознания: "Человек беспрерывно получает впечатления от собственного тела. Одни из них воспринимаются обычными путями (собственный голос - слухом, формы тела - глазом и осязанием), а другие идут, так сказать, изнутри тела и являются в сознании в виде очень неопределенных темных чувствований. Ощущения последнего рода есть спутники процессов, совершающихся во всех главных анатомических системах тела (голод, жажда и пр.), и справедливо называются системными чувствами. У человека не может быть, собственно, никакого предметного ощущения, к которому не примешивалось бы системное чувство в той или другой форме... Первая половина чувствований имеет, как говорится, объективный характер, а вторая - чисто субъективный. Первой соответствуют предметы внешнего мира, второй - чувственные состояния собственного тела, самоощущения" [171, 582-583 ].

В норме человеку не требуется доказательств принадлежности его тела собственной персоне и психических переживаний. В некоторых патологических случаях эта чувственная "подкладка" самоощущения нарушается, и как непосредственное знание может явиться чувство отчуждения, навязанности, внушенности собственных мыслей, чувств, действий.

Современный исследователь проблемы деперсонализации А. А. Меграбян , показывая несостоятельность объяснения данного психопатологического явления с позиций ассоцианизма, феноменологического направления, антропологической психологии, психоанализа, связывает его с расстройством особых "гностических чувств" - системных автоматизированных чувствований, слитых в нормальном состоянии с отражательным компонентом психических образов.

Гностические чувства, по А. А. Меграбяну , обнаруживают следующие свойства: 1) обобщают предшествующие знания о предмете и слове в конкретно- чувственной форме; 2) обеспечивают чувствование принадлежности психических процессов нашему "Я"; 3) включают в себя эмоциональный тон той или иной окраски и интенсивности.

Роль гностических чувств в познании и самопознании становится особенно ощутимой в случаях патологии, порождающей явления психического отчуждения [130, 131 ].

Нарушение гностических чувств может привести не только к расстройству самопознания, но и к личностным изменениям. Это убедительно показано в работе В. И. Белозерцевой . На материале работ школы В. М. Бехтерева автор выявила, как измененное самоощущение в ходе отражательной деятельности больного мозга порождает новую для субъекта деятельность - деятельность самовосприятия. Эта деятельность в связи с постоянством необычных чувствований и их особой значимости для человека становится смыслообразующей, ведущей в иерархии других видов деятельности. Больные забрасывают свои прежние дела и ни о чем не могут думать, кроме собственных необычных состояний и причин их возникновения.

Многие истории болезни, приводимые в работах В. М. Бехтерева и его сотрудников, иллюстрируют, как стремление осмыслить результаты искаженного самовосприятия приводит больных к бредовой интерпретации своего состояния. В поисках воздействующих на них "врагов" больные наблюдают за поведением окружающих, анализируют взаимоотношения с ними, совершают реальные действия с целью "освобождения" от предполагаемого гипнотического воздействия и вновь анализируют свое состояние и поведение "врагов".

В ходе этой деятельности и реальных взаимоотношений с людьми бред воздействия на психическую сферу обрастает новыми и новыми подробностями, искажая восприятие окружающего и оказывая влияние на поведение и образ жизни больных, перестраивая систему их взаимоотношений с людьми, изменяя их личность.

В. И. Белозерцева заключает, что если у здорового человека самоощущение не имеет отношения к его личностной характеристике и осознанию себя в системе общественных отношений, то у больного оно может выдвинуть на передний план деятельность, до того не существовавшую или выступавшую лишь в качестве отдельных действий в системе других деятельностей, - деятельность самовосприятия. Независимо от личности (хочет того человек или нет) она становится смыслообразующей. Происходит сдвиг главного мотива на цель, нарушается характерная для здорового субъекта "отвязанность" иерархии деятельностей от состояния организма. Биологическое в случае патологии начинает играть иную роль, нежели в жизнедеятельности здорового человека.

Это, конечно, не означает, что сама болезнь как биологический фактор детерминирует перестройку иерархии мотивов и самосознания. Мотив к деятельности самовосприятия порождается осознанием необычности, измененности ощущений собственных психических переживаний, активным отношением к ним. Следовательно, болезнь действует разрушающе на личность не непосредственно, а опосредованно, через деятельность , усвоенную в ходе социального развития человека.

Мы привели эти клинические данные, чтобы показать, что патологическое изменение психики, ее самосознания осуществляется, как и нормальное развитие, в онтогенезе, в практической деятельности субъекта, в перестройке его реальных взаимоотношений - в данном случае под влиянием развивающейся в ходе самовосприятия бредовой интерпретации своего состояния, затрагивающей место человека среди других людей.

Так, И. И. Чеснокова пишет, что материал клинических наблюдений расстройств самосознания, выражающийся в основном в синдроме деперсонализации, является фактическим обоснованием теоретических положений о самосознании как центральном "образующем" личности, связывающим воедино отдельные ее проявления и особенности.

Синдромы выключения сознания.

Классификация расстройств сознания.

Критерии нарушенного сознания.

Понятие о сознании.

Расстройства сознания и влечений.

ЛЕКЦИЯ 5.

1. Понятие о сознании.

2. Критерии нарушенного сознания.

3. Классификация расстройств сознания.

4. Синдромы выключения сознания.

5. Синдромы помрачения сознания.

6. Расстройства влечений.

7. Суицидальное поведение психически больных и его профилактика.

8. Отказ от еды у психически больных и помощь при нем.

Сознание – высшая форма отражения человеческим мозгом объективно существующей реальности .

Сознание интегрирует в себе все психические процессы и обеспечивает их взаимодействие. Сознание обеспечивает способность личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

Расстройства сознания – это показатель значительной тяжести заболевания.

К. Ясперс предложил 4 критерия. О расстройствах сознания можно говорить, только если выполняются все критерии.

  1. Отрешенность от окружающего (больной не реагирует на происходящее)
  2. Дезориентировка (во времени, месте пребывания, собственной личности)
  3. Бессвязность мышления
  4. Амнезия на период нарушенного сознания (конградная амнезия)

I. Выключение сознания (простые синдромы)

  1. Оглушенность
  2. Сопор

II. Помрачение сознания (сложные синдромы)

  1. Делирий
  2. Онейроид
  3. Аменция
  4. Сумеречное помрачение сознания

Оглушенность .

У больного повышается порог восприятия. Он реагирует только на сильные раздражители (громкий звук). Больной доступен контакту – может односложно отвечать на простые вопросы, заданные громким голосом. Выражение лица сонное, взгляд растерянный. Предоставленный сам себе больной засыпает.

Сопор .

Более тяжелое состояние. Контакт с больным невозможен, но сохраняются реакция зрачков на свет, реакция на болевые раздражители.

Кома .

Психическая деятельность полностью угнетается. Угасают защитные рефлексы и ориентировочные реакции, болевые раздражители не воспринимаются. Появляются патологические рефлексы.

Выключение сознания является универсальной реакцией мозга на внешнюю вредность. Оно встречаются при тяжелых инфекциях и интоксикациях, ЧМТ, тяжелых соматических заболеваниях, нарушениях обмена веществ и др.

Делирий .

Начинается в вечернее или ночное время. Протекает в 3 стадии.

1. Начальная стадия. В вечернее время у больного появляется гиперестезия, раздражительность, эмоциональная лабильность, нарушения сна (трудности при засыпании, кошмарные сновидения). Может появляться тревога.


2. Иллюзорная стадия. Присоединяются парейдолические иллюзии и гипнагогические галлюцинации.

3. Галлюцинаторная стадия. Множественные истинные галлюцинации. Преобладают зрительные образы (зоологические, религиозно-мистические, антропоморфные). Также встречаются слуховые (голоса) и тактильные галлюцинации. Поведение больного определяется содержанием галлюцинаций. Чаще всего, галлюцинации устрашающие. На высоте делирия нарушается ориентировка во времени и месте пребывания.

Делирий длится от нескольких часов до нескольких дней. Типичным является волнообразное течение – в дневное время состояние больного улучшается, однако сохраняется повышенная галлюцинаторная готовность (чтение по чистому листу, разговор по выключенному телефону). На выходе из делирия остается частичная амнезия: хорошо помнят галлюцинации и плохо – реальные события.

Варианты делириозного помрачения сознания:

1) абортивный делирий – легкая форма, длится несколько часов, нет дезориентировки в месте пребывания, галлюцинации фрагментарные;

2) профессиональный делирий и мусситирующий делирий – тяжелые формы, характеризуются длительным течением (до 2 недель), отсутствием светлых промежутков, обеднением галлюцинаторной симптоматики; при профессиональном делирии больной совершает привычные профессиональные или бытовые действия, при мусситирующем – возбуждение в пределах постели, обирательные движения, неразборчивое бормотание.

Делирий встречается при алкогольном абстинентном синдроме, соматических и инфекционных заболеваниях с тяжелой интоксикацией (крупозная пневмония, рак, брюшной тиф), ЧМТ.

Онейроид .

Сновидное помрачение сознания со зрительными фантастическими псевдогаллюцинациями (полеты в космос, путешествия в сказочные страны). Нарушается ориентировка во времени, месте пребывания и собственной личности. Поведение не зависит от галлюцинаций, об их содержании можно догадаться по выражению лица больного, который находится в ступоре. Длительность – от нескольких недель до нескольких месяцев. На выходе – частичная амнезия (помнит галлюцинации, но не помнит реальных событий).

Встречается при рекуррентном типе течения шизофрении.

Аменция .

Тяжелое расстройство сознания, которое развивается при тяжелых соматических заболеваниях (раковая кахексия, сепсис). Галлюцинации практически отсутствуют, полная дезориентировка. Возбуждение в пределах постели или поза распятого на кресте. Контакт с больным невозможен из-за выраженной бессвязности мышления (речь представляет собой бессмысленный набор слов). Длительность аменции – от нескольких недель до нескольких месяцев. На выходе – полная амнезия. Прогноз неблагоприятный и зависит от течения основного заболевания

Сумеречное помрачение сознания .

Это – пароксизмальное расстройство сознания, т.е. оно начинается и заканчивается внезапно, продолжается недолго. Имеется склонность к их повторению. Общей чертой сумеречного расстройства является сохранение ориентировки в небольшой части пространства в непосредственной близости от больного. При тяжелых формах нарушается ориентировка во времени и собственной личности. На выходе – полная амнезия.

1. Классическая форма . На фоне помрачения сознания появляются устрашающие зрительные галлюцинации, бред, что приводит к развитию неистового двигательного возбуждения с разрушительными действиями (больной защищается). Состояние кратковременное (минуты-часы), после его завершения – тяжелая астения.

2. Дисфорический (ориентированный) вариант . Помрачение сознания меньшей глубины. Протекает на фоне тяжелой дисфории.

3. Амбулаторные автоматизмы . Самая легкая форма сумеречного расстройства. Больные совершают стереотипные автоматизированные действия. Разновидности амбулаторных автоматизмов:

1) сомнамбулизм (снохождение)

2) трансы (сомнамбулизм в состоянии бодрствования, больной не помнит, как оказался в данном месте)

3) фуги (быстрые стереотипные действия на фоне отрешенного выражения лица).

Встречается сумеречное расстройство сознания при эпилепсии, органическом поражении головного мозга.

Помрачение сознания – острая психическая патология.

1.) Делирий – иллюзорно – галлюцинаторное помрачение сознания хар-ся: ↓ порога ко всем раздражителям; возбуждение; нарушение сна; гипнагогические галлюцинации (перед засыпанием видятся странные картины); парейдолические иллюзии (на полу видятся различные картины, подвижные, меняются); зрительные галлюцинации (в узорах ковра видятся головки котят); тактильные и слуховые галлюцинации (истинные); ложно ориентируются (находятся в другом городе); предвестники температуры, АД, тревога, эмоциональная лабильность; к вечеру состояние ухудшается, к утру улучшается; проходит после длительного сна.

Разновидность:

Неразвернутый абортивный – иллюзии и галлюцинации, но ориентировка сохранена;

Муситирующий (бормочащий) беспорядочное, хаотическое возбуждение в пределах постели, речь бессвязная, выкрикивают слова;

Проффесиональный – автоматизированные двигательные действия (служебная деятельность).

Причины: хр. интоксикации, инфекционные и соматические заболевания, интоксикация при ожоговой болезни, травма головного мозга.

2.) Онейройдное помрачение сознания (онейройд, сковидное, грязеподобное)

Помрачение сознание с наплывом непроизвольно возникающих фантастических сновидно-бредовых представлений в виде законченных по содержанию картин, следующих последовательно, образующие единое целое.

1. отрешенность от окружающих; 2. расстройство самосознания; 3. депрессивным или маниакальным аффектом; 4. катотония; 5. нарушение сна, бред инсценировки (все подстроено); 6. двойная ориентировка (в реальном и фантастическом мире); 7. погружение в фантастические бредовые переживания; 8. несоответствие переживаний и поведения больного. При приступообразной шизофрении.

3.) Аменция – аментивное помрачение сознания хар-ся расстеренностью с аффектом недоумения и ассоциативной бессвязности и невозможности в целом воспринимать происходящие события, улавливать связь между предметами и явлениями.

1. речь бессвязная, произносят набор слов; 2. персеверации; 3. беспорядочное двигательное возбуждение в пределах кровати; 4. бред отсутствует, аффект не устойчив.

При: хр. соматических заболеваниях, хр. раневой инфекции, органич. забол. мозга, реактивных психозах, шизофрении.

4.) Сумеречное помрачение сознания – это внезапно прекращающееся помрачение сознания с последующей аменцией, больной совершает взаимносвязанные, последовательные действия, обусловлены бредом, галлюцинациями, аффектами страха, отчаяния, злобы (сужение поля сознания).

1. пароксизмальность возникновения и прекращения; 2. сохранность автоматизированной деятельности; 3. полная амнезия на период сумеречного помрачения сознания; 4. аффективные и галлюцинаторно – бредовые переживания; 5. агрессия, внезапное возбуждение.



При: органической патологии мозга; эпилептической болезни; экзогенных интоксикаций.

Истерические сумерки – больной уходит от невыносимой для него, психотравмирующей ситуации «в болезнь».

5.) Фуги и трансы – кратковременные состояния амбулаторного автоматизма.

6.) Абсанс – кратковременная потеря или угнетение сознания с последующей амнезией.

Варианты абсанса: атонический хар-ся потерей тонуса и внезапным падением; гипертонический - мышечного тонуса; субклинический – неполная потеря сознания; энуретический – с непроизвольным упусканием мочи.

7.) Критерии помрачение сознания по Ясперсу:

1. отрешенность от окружающих; 2. дезориентировка в месте, времени, собственной личности; 3. амнезия; 4. бессвязность мышления – произнесение отдельных слов, коротких, букв, слогов не связанных между собой. (при нарушении сознания).

40.Нарушение самосознания. Клинические варианты, диагностическое значение.

Самосознание – это не только осознание своей личности но и своего тела, и своих психических функций (мысли, чувства, желания, интересы и т.д.) чувство разграничения, противопоставление «Я» и всего окружающего мира.

Рефлексия - каждый человек способен смотреть на себя со стороны, наблюдать за собой, думать о том, как и о чем он думает, что делает.

При деперсонализации – гипертрофия рефлексии, отчуждение от самого себя (нарушение самосознания): 1)Витальная – у больного исчезает чувство жизни –«я как мертвая»; 2) Аутопсихическая – больной не ощущает своего психического «Я» , не чувствует что он – это он и крайне этим тяготится, «без жизненные», «автоматы».



Психическая анестезия – чувство мучительного бесчувствия, утрата сострадания, сопереживания.

3) Саматопсихическая – больные не ощущают своего тела, не чувствуют что оно состоит из головы, рук, ног и т.д., не чувствуют что на них одевают халат (нет расстройств тактильной и проприоцептивной, внутриние чувствительные расстройства смены тела нет). 4) Деперсонализация – дереализационный синдром – нарушение самосознание + нарушение перцепции.

Аллопсихическая деперсонализация или дериализация – неполнота «восприятия окружающей обстановки, утрачивается ее чувствительная живость, полнота, сочность, красочность» , гипостении (окружающий мир как бы отделен от них пленкой, дымкой, не доходит до них»), тягостны для больных.

Астенический синдром. Клинико-нозологические особенности, лечение. Астенический с-м, клиника, разграничение соматогенной и психогенной астении. Соматогенная астения, понятие, клиника, динамика, лечение.

Астенический синдром – понимают как раздражительную слабость – вспыльчивость и истощаемость. Возникают при соматических заболеваниях.

Соматическая астения. Клиника: утомляемость, с самого утра трудность концентрировать внимания, замедление восприятия, эмоциональная лабильность, ранимость и обидчивость, быстрая отвлекаемость, непереносимость резких звуков, яркого света, запахов, прикосновений – физиогенная окраска, нарушение сна, нарушение интеллекта, памяти, плохо переносят жару, духоту.

Сочетается с депрессией, тревогой, навязчивыми страхами, ипохондрическими проявлениями.

Терапия астенического с-ма: лечение основного заб-я (леч. соматического, психического, шизофрении) используются транквилизаторы седативного, активирующего, вегетотропного, гипнотического действия, ноотропы. При психоорганическом синдроме – терапия церебрально – органического синдрома. Астенический синдром является стадией психоорганического синдрома.

Триада Вальтер Бюэля:

1. ↓ интеллекта; 2. ↓ памяти; 3. эмоциональная лабильность.

Психогенная астения – под действием психотравмирующего фактора.

1) возбудимости; 2) раздражительность с быстрой утомляемостью, истощаемостью; 3) вегетативные нарушения: «раздражительная слабость», при волнении тахикардия, потливость, похолодание конечностей, нарушается сон, аппетит, сжимающая головная боль. 4) сенсомоторные расстройства: чувствительность к раздражителям ощущаемы со стороны внутренних органов (плохо переносят жару, зябко в плохую погоду, яркий свет и звук раздражает, головная боль, становятся мучительным ожидание. 5) аффективные нарушения: не владеют своими чувствами, невоздержанны по пустякам, расстраиваются до слез, быстро успокаиваются. 6) идеаторный уровень невротических расстройств: затруднение усвоения материала, не могут сосредоточить внимание, нарушение памяти на номера телефонов, имена, даты.

Шизофреническая астения – «возникает беспричинно», она парадоксальна в своей интенсивности – нередко простые привычные занятия, объем нагрузки вызывают у больного «утомление», «истощение», а более сложная, необычная, нетрадиционная по характеру деятельность (чтение усложненной по содержанию литературы, своеобразные психофизические упражнения, выполнение многоэтапных длительных ритуалов) к усталости не приводят. Обнаруживается инверсия циркадных ритмов (вялость утром, активность поздним вечером) и наплывы или отсутствие мыслей, сенестопатии, стертые колебания настроения.

Лекция №5
РАССТРОЙСТВА СОЗНАНИЯ

Расстройства сознания возникают не только у психических больных. Могут быть, например, при инфекциях у детей.

"Белая горячка" – развивается у каждого 20-го больного алкоголизмом. Нарушения сознания могут быть у наркоманов и токсикоманов.

Классификация расстройств сознания:

  1. Синдром выключенного сознания. Выделяют следующие стадии:

    – обнубиляция,

    – кома – сознание отсутствует.

  2. Синдромы помраченного сознания – сознание сохранено, но в новом качестве – больные ведут себя необычно. Потом не помнят или плохо помнят, происходившие с ними в момент помрачения события. Переживания яркие, внешне непонятные.

Критерии помраченного сознания (по К. Ясперсу):

а) отрешенность от реального мира

б) нарушение ориентировки

в) амнезия – специфическая для каждого варианта.

Ясперс описал стадийность развития делирия.

Существует 4 основных типа помрачения сознания:

  • делириозное помрачение сознания – чаще всего;
  • онейроидное помрачение сознания;
  • аментивное помрачение сознания;
  • сумеречное помрачение сознания.

Делирий – неспецифическая реакция психики на факт интоксикации. В большинстве случает делирий – алкогольного генеза. Ацетальдегидовая интоксикация приводит к металкогольным психозам.

Делирий является одним из многих алкогольных психозов. Развивается только на 2 или 3 стадии алкоголизма. Симптомов много.

"Белой горячке" предшествует алкогольный абстинентный синдром. По ВОЗ алкогольный абстинентный синдром – это совокупность соматовегетативных неврологических и психопатологических синдромов, которые возникают при внезапном лишении алкоголя, причем все эти проявления снижают свою выраженность и интенсивность при добавлении новых доз алкоголя. Абстиненции предшествует запой, как правило, истинный запой (5-7 дней), после которого внезапно прекращается прием спиртного, что приводит к появлению симптоматики.

Психопатологические проявления алкогольного абстинентного синдрома:

а) нарушения сна;

б) раздражительность;

в) тревога, беспокойство (возможно субдепрессивное настроение);

г) рудиментное обманное восприятие (фонемы, фотопсии, фосфены).

Неврологические проявления алкогольного абстинентного синдрома:

а) статическая и динамическая атаксия (нарушения координаторных проб, неустойчивость в позе Ромберга);

б) возможны судорожные пароксизмы;

в) тремор (изолированный или генерализованный).

Соматовегетативные проявления алкогольного абстинентного синдрома:

а) боли в животе;

б) тошнота, рвота;

в) расстройства стула;

г) отсутствие аппетита;

д) кардиалгии;

е) артериальная гипертензия (изредка гипотензия);

ж) тахикардия;

з) тахипноэ;

и) повышение температуры тела (иногда значительная гипертермия), особенно в сочетании с инфекцией;

к) гипергидроз;

л) язык обложен серым налетом.

Из этих 3 групп симптомов постепенно на первое место выходят психопатологические, другие отходят на второй план. На 2-3 день после лишения алкоголя, ближе к ночи развивается делирий.

Клинические проявления делирия:

Больной лежит в постели фиксированный, но пытается встать, больной небрит, немыт, "вегетативный", язык обложен коричневым налетом, наблюдаются расстройства восприятия (микроптические зоофильные экстракампинные галлюцинации), расстройства мышления. Поведение больного определяется мощными галлюцинаторными переживаниями. Больной в собственной личности, месте, времени ориентирован. Расстройства восприятия проявляются истинными галлюцинациями, все образы с отрицательным оттенком (черти, мыши, крысы, тараканы). Огромное значение для постановки правильного диагноза играет эмоциональная реакция больного. Больной активно обороняется, защищается от галлюцинаторных образов. К утру делирий ослабляется – "люцидное окно" – уменьшение выраженности симптоматики. Иногда безлюцидное течение делирия – менее благоприятный вариант.

В лечении больных делирием важно добиться сна, который будет являться выходом из делирия. На протяжении 2-3 месяцев после выхода из делирия – астеническое состояние.

Keywords: психиатрия, лекция, сознание, расстройства сознания, делирий, онейроид, выключение сознания, помрачение сознания, алкогольный делирий, алкогольный абстинентный синдром

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки

К. Ясперс (1923) сформулировал признаки синдромов нарушенного сознания:

  • отрешенность от окружающего мира,
  • дезориентировка,
  • амнезия на период нарушенного сознания.

Под отрешенностью от окружающего мира следует понимать утрату способности воспринимать происходящие события, анализировать, использовать прошлый опыт и делать соответствующие выводы, т. е. нарушение анализа и синтеза происходящих событий. При всех психических нарушениях имеет место измененное восприятие окружающего, особенно в случаях галлюцинаторных и бредовых расстройств. Однако для состояний нарушенного сознания более характерны нарушения восприятия, характеризующиеся неточностью, фрагментарностью, беспорядочностью и бессвязностью отражения происходящих событий.

Для нарушенного сознания характерны различные варианты дезориентировки.

Под дезориентировкой понимают нарушение ориентировки в окружающем, во времени и по отношению к собственной личности. Дезориентировка, особенно во времени и месте, наблюдается при синдроме Корсакова. Однако наряду с грубой дезориентировкой во времени такие больные могут обнаружить способности тонко анализировать ситуацию, использовать запись прошлых сведений и делать правильные выводы. Так, больной с болезнью Корсакова и грубыми расстройствами памяти на текущие события, дезориентировкой во времени на вопрос: “Какое время года?”, подойдя к окну, ответил: “конец мая”. Это соответствовало действительности. Далее он объяснил: “Листва полностью распустилась, но она еще свежая, так бывает в конце мая”. При грубой дезориентировке во времени и месте у больного сохранена способность воспринимать происходящее, использовать прошлый опыт и делать соответствующие выводы, т. е. анализ и синтез не нарушены.

Амнезия может быть тотальной и может касаться только определенных ситуаций, например больной не может вспомнить реальные события, но помнит некоторые болезненные переживания, как это наблюдается при делирии.

Для того чтобы говорить о состоянии нарушенного сознания, необходимо выявить у больного все три признака, отмеченные К. Ясперсом. Например, больной, находящийся в кататоническом ступоре, как бы отрешен от окружающего мира, не реагирует на происходящие события, не вступает в контакт, не отвечает на вопросы. Однако после выхода из болезненного состояния такой больной может рассказать о событиях, которые происходили вокруг, обнаруживая способность не только воспринимать, запоминать, но и анализировать происходящее. Это свидетельствует о том, что сознание не было нарушено, несмотря на отрешенность от окружающего.

Похожие публикации