Собака выла ровно настойчиво и безнадежно. Тема сострадания (по рассказу Андреева «Кусака»). Тема: - Сочинение-отзыв о рассказе Л. Андреева «Кусака»

Сочинение Сочинения на свободную тему (5-11 кл) - Разное

Тема: - Сочинение-отзыв о рассказе Л. Андреева «Кусака»

Мы в ответе за тех,
кого приручили
Антуан де Сент-Экзюпери

Выросший в бедной семье, хорошо знавший, что такое нищета, Леонид Андреев, став писателем, посвятит свое творчество этой серьезной проблеме. Но не только людям плохо, бедствуют в этом мире и животные. Рассказ писателя “Кусака” именно об этом.
Выросшая на улице, никогда не имевшая ни своего угла, ни клички, ни достаточно еды, собака живет в постоянном страхе: любой может ударить, швырнуть камнем, гнать е презрением. Постепенно Кусака приспосабливается к этим тяжелым испытаниям. Собака становится недоверчивой и озлобленной. В людях она видит своих врагов, всегда готовых напасть. Отдалившись от них, она оказывается в дачном поселке - пустынном и безопасном зимой. Но холод не может длиться вечно, и с приходом тепла и лета появляются хозяева дачи.
Кусака по опыту знает, что люди - это зло, которого надо избегать, а при необходимости и отвечать на него, поэтому она в первый момент набрасывается на Лелю. Потом начинает происходить непривычное: люди, оказывается, умеют не только швырять камни, но и ласкать, заботиться о собаке и кормить ее. Постепенно ломается барьер, воздвигнутый Кусакой между нею и людьми. Доброта ее новых хозяев делает собаку безоружной перед ними, “она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу...”
Но, к сожалению, все хорошее быстро заканчивается. С приходом осенних холодов хозяева покинули дачу и непрошенную гостью Кусаку. Этот отъезд буквально сразил собаку. Теперь ее одиночество гораздо страшнее, она узнала другую, счастливую судьбу, когда у нее были искренние друзья, дом, еда,- а теперь Кусака опять должна вернуться к жестокой реальности: одиночеству, голоду, побоям... Все возвращается в ее жизни, только теперь она не готова к этим новым испытаниям. Страшным воем Кусака выражает свое горе. “Собака выла ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И потому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь...”
Рассказ Леонида Андреева потряс меня, явился настоящим откровением. Да, животные страдают, мучаются от своей брошенности и ненужности.
Я никогда не обижаю бездомных кошек и собак, но после этого рассказа мне хочется помочь им, но как? Их так много! Я ужасаюсь бессердечию людей, способных выкинуть своего питомца. Честнее не заводить себе животного совсем, если потом его выгонишь. Люди должны об этом помнить.
Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал, что “мы в ответе за тех, кого приручили”.

Сочинение-отзыв о рассказе Л. Андреева «Кусака» Мы в ответе за тех, кого приручили Антуан де Сент-Экзюпери Выросший в бедной семье, хорошо знавший, что такое нищета, Леонид Андреев, став писателем, посвятит свое творчество этой серьезной проблеме. Но не только людям плохо, бедствуют в этом мире и животные. Рассказ писателя "Кусака" именно об этом. Выросшая на улице, никогда не имевшая ни своего угла, ни клички, ни достаточно еды, собака живет в постоянном страхе: любой может ударить, швырнуть камнем, гнать е презрением. Постепенно Кусака приспосабливается к этим тяжелым испытаниям.

Собака становится недоверчивой и озлобленной. В людях она видит своих врагов, всегда готовых напасть. Отдалившись от них, она оказывается в дачном поселке - пустынном и безопасном зимой. Но холод не может длиться вечно, и с приходом тепла и лета появляются хозяева дачи. Кусака по опыту знает, что люди - это зло, которого надо избегать, а при необходимости и отвечать на него, поэтому она в первый момент набрасывается на Лелю.

Потом начинает происходить непривычное: люди, оказывается, умеют не только швырять камни, но и ласкать, заботиться о собаке и кормить ее. Постепенно ломается барьер, воздвигнутый Кусакой между нею и людьми. Доброта ее новых хозяев делает собаку безоружной перед ними, "она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу..." Но, к сожалению, все хорошее быстро заканчивается. С приходом осенних холодов хозяева покинули дачу и непрошенную гостью Кусаку. Этот отъезд буквально сразил собаку. Теперь ее одиночество гораздо страшнее, она узнала другую, счастливую судьбу, когда у нее были искренние друзья, дом, еда,- а теперь Кусака опять должна вернуться к жестокой реальности: одиночеству, голоду, побоям... Все возвращается в ее жизни, только теперь она не готова к этим новым испытаниям. Страшным воем Кусака выражает свое горе.

"Собака выла ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И потому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь..." Рассказ Леонида Андреева потряс меня, явился настоящим откровением. Да, животные страдают, мучаются от своей брошенности и ненужности. Я никогда не обижаю бездомных кошек и собак, но после этого рассказа мне хочется помочь им, но как? Их так много! Я ужасаюсь бессердечию людей, способных выкинуть своего питомца. Честнее не заводить себе животного совсем, если потом его выгонишь.

Люди должны об этом помнить. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал, что "мы в ответе за тех, кого приручили".

(1 вариант)

Л.Н. Андреев поднимает в своем небольшом рассказе «Кусака» тему милосердия, сострадания. Изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, милосердному отношению к людям.

Тема сострадания раскрывается в рассказе через образ Кусаки, изменившихся условий ее жизни с приездом летом дачников, отношения людей к бездомному существу. Часто люди обижают наиболее беззащитных. Например, один пьяный пожалел грязную и некрасивую собаку, но, когда

Та легла перед ним на спину, чтобы ее поласкали, пьяный человек «вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». Кусака «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя», и эти действия собаки вызывали настоящий хохот у дачников, но люди не замечали «странной мольбы» в глазах собаки. Городская жизнь не согласуется, по мнению дачников, с дворовой собакой, поэтому внешне добрые люди остаются безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки, остающейся одной на даче. И даже гимназистка Леля, так любившая собаку и просившая у матери взять ее с собой, «на вокзале… вспомнила, что не простилась с Кусакой». Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки. «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии. Поэтому поднятая в рассказе «Кусака» тема сострадания актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение русского писателя Леонида Николаевича Андреева.

(2 вариант)

Героям рассказа чуждо сострадание: никому не было дела до того, как и чем жила собака, как она выживала. «Когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице, – ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». Такое «общение» породило страх и злобу. «Только один раз ее пожалели и приласкали». Сначала мы верим и радуемся за собаку, но потом понимаем, что в словах скрыта горькая ирония. Пьяный мужик, который «всех любил и всех жалел» в этот момент, пожалел и собаку, дал ей временное имя «Жучка», хотел приласкать, но настроение быстро изменилось: он вспомнил «все обиды, нанесенные ему добрыми людьми», и ударил ластящуюся к нему, поверившую ему собачонку. Жучка не умела ластиться, она только ложилась перед человеком на спину. «Лежачего не бьют», но почему-то именно в таком беззащитном положении собаке, да и человеку, больше всего достается. «С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и… пыталась укусить…» (Впрочем, пьяница обращался так не только с животным: вернувшись домой, он избил жену и порвал платок, который ей подарил).

Собаку смогли приручить дачники, и вновь она оказалась беззащитной перед людьми: «Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу». «Добрые» люди, приехавшие на дачу, сначала хотели ее пристрелить, потом приручили. Только приручить и бросить – еще более жестоко. Леле было «ж-а-алко» бросать собачку, пока ей не пообещали взять породистого щенка, и она уехала уже без сожаления. На ее глазах люди издевались над местным юродивым, который огрызался, вызывая хохот, но эта сцена ничего не вызвала в ее душе, кроме скуки.

Дачники уехали, собака вновь потеряла имя, и для нее наступила ночь отчаяния: «Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу». Не об отношениях между людьми и собакой говорит автор, а о людях.

А за бессловесную Кусаку говорит в рассказе сам автор Леонид Андреев.

План
Введение
В рассказе раскрываются нравственные проблемы.
Основная часть
Описывая тяжёлую жизнь Кусаки, автор пробуждает у людей сочувствие.
Через сюжет рассказа JI. Андреев раскрывает проблему милосердия.
Проблема доверия.
Заключение
Безнадёжность - так можно определить жизнь беззащитных, слабых существ при таком отношении со стороны людей.
В рассказе Л.H. Андреева раскрываются различные нравственные проблемы. Главным героем рассказа является собака, которая учится доверять людям, но финал произведения трагический - Кусака одна и вновь никому не нужна. Описывая тяжёлую жизнь Кусаки, те лишения, которые она терпит, автор пробуждает у людей сочувствие. Писатель ставит перед читателем ряд вопросов. Что такое жалость? Когда и как нужно проявлять милосердие? Правильно ли поступили люди по отношению к Кусаке?
На все эти вопросы автор не даёт однозначного ответа. Проблемы заявлены, а дело читателя - понять, насколько герои рассказа и он сам могут разрешить данные вопросы. В образе Кусаки Л.H. Андреев изобразил униженное существо, готовое многое простить людям. Но люди слепы. Они не понимают своей вины перед Кусакой. Однажды мужик- пропойца от нечего делать приласкал бездомную собаку, а потом ему надоело и он ударил её ногой: «Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». Родители Лели не готовы взять бездомную собаку домой в город. Они даже не задумываются над тем, что будет делать Кусака без них, как она выживет зимой: «А Кусаку придется оставить. Бог с ней!». Люди совершают поступки, совсем не думая о последствиях. Ведь каждое живое существо может оказаться в такой ситуации, в которой оказалась Кусака: одна, никому не нужная, всеми забытая.
Через сюжет рассказа Л. Андреев раскрывает проблему милосердия. Нельзя быть такими чёрствыми, думать только о себе. Вот как Лелина мать объясняет, почему Кусаку нельзя взять с собой: «Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что - дворняжка!» Люди не просто готовы бросить собаку на произвол судьбы, но и забывают элементарно попрощаться с ней: «И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой».
Ещё одну проблему ставит Л.Н. Андреев в своём рассказе - проблему доверия. При таком отношении людей Кусака никому никогда не сможет больше доверять: «И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.
Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно...». Безнадёжность - вот как можно определить жизнь беззащитных, слабых существ при таком отношении со стороны людей.

Класс: 7

Цели урока:

Образовательные:

1) продолжить формирование навыков и умений литературного анализа:

  • характеризовать героев произведений;
  • давать оценку поступкам персонажей рассказа;
  • определять тему, идею произведения;
  • составлять план рассказа;

2) научить творчески перерабатывать произведение.

Развивающие:

  • развитие речи, словарного запаса;
  • развитие мышления, познавательных интересов, творческих способностей, интеллекта;
  • развитие эмоциональной сферы.

Воспитательные:

  • формирование навыков коллективного труда и коммуникативных свойств личности;
  • воспитание гуманного отношения к животным, ответственности за их судьбу;
  • формирование нравственного сознания.

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Форма организации: фронтальная, групповая.

Урок рассчитан на 2 часа.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, тема нашего урока «Кусака, мне тебя жалко…». Все вы дома внимательно прочитали рассказ Л. Н. Андреева «Кусака» и составили цитатный план к произведению. Сегодня на уроке мы с вами не только будем обсуждать произведение, давать оценку поступкам персонажей, выявлять тематику и проблематику рассказа, но и попытаемся принять живое участие в этой непростой истории, попробуем повлиять на ход событий, изменить ситуацию, в которой оказалась героиня произведения – то есть, переработать рассказ.

2. Проверка домашнего задания.

Выборочно учащиеся зачитывают свои цитатные планы.

Примерный цитатный план:

  1. «Она никому не принадлежала».
  2. «У неё отняли ее непримиримую злобу».
  3. «Всей своей собачьей душой расцвела собака»
  4. «А Кусаку придется оставить. Бог с ней!»
  5. «Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно».
  6. Обсуждение рассказа. Аналитическая беседа.

– Что мы узнаем о жизни собаки из первой главы рассказа?

Собака была бездомной, одинокой: она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени. Жизнь ее была безрадостна: «от теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, когда … она показывалась на улице, - ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». В одиночестве собака копила страх и злобу.

– С каких пор собака перестала «доверять людям»?

Собака перестала доверять людям после встречи с пропойцем-мужиком, который сначала хотел ее приласкать, но, « когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». «Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли…»

– Как изменил собаку случай с пьяным человеком?

«С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее».

– Как состоялось знакомство собаки с дачниками?

«Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад… собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины».

– Как постепенно «уменьшалось пространство», отделявшее Кусаку от людей? Как удалось «отнять» у Кусачки ее «непримиримую злобу»?

«Приехавшие дачники были очень добрыми людьми», они привыкли к Кусаке, стали называли ее «своей» собакой, подкармливали ее. Особенно Леля старалась подружиться с Кусакой: она ласково подзывала собаку к себе… «И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная, наверно, ударят ее или приласкают. Но ее приласкали».

– Как изменилась Кусака? Как вы понимаете слова «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?

Собака изменилась внешне: « длинная шерсть…очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас» . Но не только. У нее появилось имя, она обрела смысл жизни: Кусака « принадлежала людям и могла им служить» . Кусачка стала более открытой, сама «искала и просила ласки».

– Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?

Собака с удовольствием сторожила дачу, охраняла сон людей. Дети и подростки просили Кусаку поиграть с ними, и она могла «упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви». «Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя…»

– Как вы думаете, как воспринимали дачники Кусаку?

На даче Кусаку воспринимали как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумывались над истинными чувствами собаки. « И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях».

– Почему дачники не взяли с собой в город собаку?

Комфорт городской жизни не согласуется с наличием дворовой собаки, поэтому внешне добрые люди остались безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки. « Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя», – приводила свои аргументы мама Лели. Да и непрестижно держать дворовую собаку в городе: «…предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит ».

– Почему Леля не простилась с собакой перед отъездом?

Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.

– Почему выла собака?

Собака вновь осталась в одиночестве. Но теперь она забыта и брошена теми людьми, которым доверяла, к которым привязалась и которых любила: «собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно». В начале рассказа собака не знала человеческой ласки, а в конце испытала человеческое предательство.

– Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям?

Скорее всего, нет.

– Какова тема произведения?

Тема взаимоотношений человека и животного. Тема добра, милосердия и сострадания.

Автор обращает внимание на проблему человеческого равнодушия, жестокости и бессердечия. Люди должны нести ответственность за судьбу тех, кого приручили, быть милосердными, добрыми, внимательными, защищать обиженных и обездоленных.

3. Подготовка к творческой работе №1.

– Ребята, какие чувства вызвал у вас рассказ?

– Хотелось бы вам изменить ситуацию, в которой оказалась бедная Кусачка?

– Как же нам сделать, чтобы Кусака обрела настоящий дом, друзей, сохранила любовь и доверие к людям?

Итак, начнем работу.

– Скажите, что хочется изменить в рассказе, прежде всего?

Конечно, финал произведения.

– Кто виноват в том, что Кусака осталась одна на покинутой всеми людьми даче?

Люди, которые приручили собаку, и прежде всего, мама Лели и сама Леля.

– Вспомните, какие доводы приводила мама Леле о невозможности взять Кусаку с собой в город? Согласны ли вы с ее доводами?

Мама утверждала, что городские условия не подходят для дворовой собаки. Мы не согласны с ее доводами. Если мама готова взять в дом породистого щенка, значит, условия позволяют.

– Почему Леля так легко поддалась на уговоры мамы? Как характеризует Лелю авторский комментарий «Жа-а-лко, – повторила Леля, но не заплакала».

Девочка не так сильно привязалась к собаке, да и мама пообещала взять в дом породистого щенка. Кусака была для Лели больше развлечением.

– Могла ли Леля найти выход из сложившейся ситуации?

Конечно, могла, но не захотела.

– Как характеризует маму и Лелю поступок, который они совершили по отношению к собаке?

Они поступили как безнравственные люди. Приручив собаку, дали ей надежду, а потом предали.

– Как же нам изменить финал рассказа?

Чтобы изменить финал рассказа, нам нужно изменить самих людей, в данном случае – Лелю и ее маму.

А может, включить в произведение новых персонажей, которые смогут повлиять на решение мамы?

4. Творческая работа по группам.

Класс разбивается на три группы. Каждая группа получает свое задание.

Первая группа

Представьте себе, что мама Лели оказалась не такой бессердечной и равнодушной к судьбе собаки женщиной. Придумайте новый финал рассказа и обыграйте его.

Вторая группа

Представьте себе, что Леля сильно привязалась к Кусаке, полюбила ее всей душой и не хочет расставаться со своей любимицей. Придумайте выход из сложившейся ситуации. Обыграйте новый финал рассказа.

Третья группа

Представьте себе, что перед самым отъездом дачников приезжает Лелин папа, по профессии доктор (или ветеринар), человек добрый и отзывчивый. Может, он окажет влияние на решение супруги или предложит выход из сложившейся ситуации? Придумайте свой финал рассказа, включив в сюжет произведения новое действующее лицо. Обыграйте ситуацию.

5. Выступление творческих групп учащихся со своими придуманными новыми финалами рассказа.

6. Подготовка к творческой работе №2 и домашнему заданию.

Мы с вами изменили финал рассказа. Теперь Кусака не останется в одиночестве. Но до конца «излечить раны», нанесенные людьми собаке, мы не смогли.

– Вспомните, почему Кусака, обретя хозяев, не могла радоваться до конца, «служить», играть, как другие собаки?

Сказываются последствия перенесенных обид.

– С какого же эпизода нам надо изменить сюжет произведения, чтобы собака не стала «Кусакой», не потеряла доверия к людям?

С эпизода встречи с пьяным мужчиной.

– Представьте себе, что собака не встретилась бы с пьяным мужчиной или встретила бы доброго человека (добрых людей). Как бы изменилась ее жизнь? Наверное, не пришлось бы и рассказ называть «Кусака»?

– Придумайте новый сюжет рассказа, в котором бы торжествовали любовь, доброта, сострадание и милосердие. Это будет вашим домашним заданием.

При подготовке урока использована следующая литература:

  1. Б.И. Турьянская, Е.В. Комиссарова, Л.А. Холодкова. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2000.
  2. Анализ рассказа Л.Н. Андреева «Кусака» – lit-helper.ru
Похожие публикации