Проект на тему жизнедеятельность клетки. Тема урока: Жизнедеятельность клетки, её деление и рост. Размножение Деление клеток

Сегодня мы погрузимся с вами в тайну жизни клети.

Как вы понимаете термин жизнь? (Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах)

Давайте вспомним процессы характеризующие жизнь?

(карточки вывешиваются на доске: питание, размножение, рост, развитие, дыхание).

Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки

Начнём работу с просмотра слайда. Вам предстоит определить к какому из перечисленных процессов может относиться то, что вы увидите на экране (дыхание клетки) Презентация слайд3. Обозначьте на схеме опорного конспекта поступление кислорода и выделение углекислого газа.

Что ещё необходимо для нормальной жизнедеятельности? (Питание)

А для того чтобы узнать каким образом обеспечивается эта важнейшая потребность, предлагаю посмотреть результаты опыта. Я взяла три морковки, опишите как выглядит морковь. Одна из морковок подходит под ваше описание, а другая завяла. Морковь, которая завяла, я положила в бутылку с водой. Как изменяется морковка, объясните почему? Давайте посмотрим благодаря чему в клетку могут поступать вещества? (Презентация слайд 4).

Благодаря полупроницаемости клеточной оболочки, регулирует поступление веществ.(отметьте в конспектах поступление веществ в клетку)

Питательные вещества перемещаются по всей клетке и удаляются ненужные, при помощи цитоплазмы (Презентация слайд 6). Сейчас самостоятельно запишите в конспектах Значение движения цитоплазмы. Вы знаете, что клеток в организме очень много, так вот, цитоплазма одной живой клетки не изолирована, а соединяется через поры соседних клеток, и все клетки взаимосвязаны.

Но иногда, клетки постепенно изнашиваются и гибнут. И чтобы жизнь организма продолжалась, он должен производить новые с той же скоростью, с какой умирают старые. Скорость деления клеток разная, (примеры), а принцип деления один Презентация слайда7.

Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца, цилиндрической формы – Хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же как и в материнской клетке. Каждое растение содержит в клетках определённое количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48. Деление клеток картофеля можно представить схемой.

Составьте сему деления клеток. Увас лежат разрезанные карточки в конверте №2 (приложение 3) из которых необходимо правильно расставить этапы, проверка на экране. Презентация слайд 8. Как должно быть проверьте. Отложите конверты с заданием.

Посмотрите на доску, какой из процессов жизнедеятельности мы не рассмотрели. Конечно.

А для этого вы поработаете самостоятельно учебник на странице 45, рисунок 26.

Молодые клетки содержат много вакуолей, в которых накапливаюся питательные вещества, постепенно вакуоль увеличивается до одной большой вакуоли. Значение -0 рост растения. Отсюда название растение, что оно постоянно растет. (Презентация слайд 9).

Планируемые результаты

Личностные:

Умения соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.

Регулятивные:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные:

Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные:

Умение работать с учебником находить в нем необходимый материал.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полители!

Теперь в океане дельфином плывёте,

Теперь в саду яблоки спелые рвёте.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

А сейчас, мы ещё раз мы заглянем к нашей таинственной клетке. И для этого прочитаем сказку. Презентация слайд 10

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Давайте заполним последнюю колонку своей первой таблицы. Что вы узнали.

Всё ли было понятно в течении урока?

Какая часть урока вам показалась самой интересной?

Какая часть урока вызвала затруднение?

Какое у вас настроение после урока?

Планируемые результаты

Личностные:

Самооценка на основе успешности. Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли.

Познавательные:

Рефлексия.Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Закончить конспект наклеить схему деления, зарисовать рост клетки, подготовить вопросы п.9

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТКИ

Жизненные процессы клетки Дыхание Питание Рост Размножение

Дыхание Дыхание - важнейший физиологический процесс, в результате которого происходит выделение энергии, необходимой для жизнедеятельности растительного организма.

Питание Из внешней среды в клетку растения непрерывно поступают питательные веще­ства. Это естественный процесс, без которого жизнедеятельность клетки была бы невозможна. Живая клетка обладает способностью к избирательному накоплению питательных веществ.

Движение цитоплазмы Движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха

Обмен веществ Обмен веществ в клетке – это химический процесс превращения одних веществ в другие.

Рост клетки Рост – это увеличения объема, массы и размера клетки. Рост растительной клетки происходит за счет увеличения вакуоли.

Деление клеток Деление клеток – это увеличение числа клеток. В результате деления и роста клеток растут все органы растения.

Стадии деления клетки Увеличение ядра в размере, в нем становятся хорошо заметны хромосомы Самоудвоение хромосом Расхождение хромосом к разным полюсам клетки Деление цитоплазмы, органоидов и оболочки Образование двух новых клеток

Домашнее задание Параграф № 3 (вопросы после параграфа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.

Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....

«Деление клетки мейоз» - Сравните митоз и мейоз. Формируется цитоплазматическая мембрана. После первого деления мейоза (редукционное деление) наступает интерфаза. В результате мейоза образуются четыре дочерние клетки. Конъюгация - соединение гомологичных хромосом. Первое деление мейоза (I) называется редукционное. Контрольные вопросы.

«Ферменты» - 2 – сырая печень. Каков принцип действия ферментов? Алмазы. Пепсин. От латинского «ферментум» - закваска. 2 часть – исследование « Фермент - каталаза». Функции белков. Практическая часть: Свойства пищеварительных ферментов. 2. Поместите: Цель: Выяснить содержание и роль ферментов в клетках. Но тут через пустыню проходил дервиш.

«Органические вещества клетки» - Закрепить полученные знания. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. Органические вещества, входящие в состав клетки. Какие органические вещества входят в состав клеток? Растительные и животные белки. РНК: и-РНК, т-РНК, р-РНК. Ключанцева Ирина Николаевна учитель биологии МОУ «Итатская СОШ №2» с.Томское. Сделать вывод.

«Неклеточные формы жизни» - Заражение вирусом ВИЧ, Скрытый период, СПИД. Я не биообъект, а плод воображения художника на тему вирусы - вредирусы!!! Как называются органоиды клетки, указанные стрелками? (Клетка и неклеточные формы жизни). ? ? ? Сравнительная характеристика строения животной и растительной клетки. Что является предметом изучения цитологии?

«Клетки» - Клетки различаются: Строение и функции органоидов клетки. Без ядра – прокариотическая клетка. Строение оболочки: Хлоропласты - зеленые пластиды. Хромопласты - желтые, красные, коричневые пластиды. Лейкопласты - бесцветные пластиды. Лизосома. Цитоплазма. Функция-транспорт веществ в клетке. Функции - придает цвет клетке, фотосинтез.

«Биология Клетка» - Почти постоянно в клетке находятся около 70 химических элементов. План: Ответ. Жиры. Будут ли ночью заморозки? Органические соединения. Углеводы. Строение молекулы и свойства воды. Неорганические соединения. . Нет. Задача: В ясный весенний день t воздуха +10oC, влажность 80%.

Всего в теме 5 презентаций

Слайд 1.

Сегодня мы начинаем урок со стихотворения. Прочитайте его. Появилось ли у вас желание поработать на уроке?

Слайд 2.

Посмотрите на фотографию. Какие животные изображены на ней?

А что вы уже знаете о живых организмах?

(должен прозвучать ответ « состоят из клеток»)

Слайд 3.

Прочитаем сказку о клетке. Какие процессы происходят в клетке?

Тему урока я не записала, как вы думаете, изучением чего мы сегодня займёмся? Наводящими вопросами подвести к формулировке темы – Жизнедеятельность клетки.

Поставьте цель урока, используя сказку. (доказать, что клетка обладает признаками живого организма)

Слайд 4.

Используя рисунок, назовите органоиды клетки.

Слайд 5.

В текст нужно вставить пропущенные слова, списывать весь текст не нужно, запишите пропущенные слова через запятую в рабочую тетрадь.

Теперь поменяйтесь тетрадями и проверим все вместе правильность выполнения задания. (взаимопроверка).

Слайд 6.

Проверочный текст.

Слайд 7.

Познакомимся с научным определением, что такое жизнедеятельность.

Прочитайте определение. Что сейчас вы будете делать? (знакомиться с процессами жизнедеятельности клетки). Для работы разделимся на группы. Для получения информации воспользуемся текстом учебника на странице 36-37.

Слайд 8.

Задание для группы.

Дети работают в группах (10 минут).

Слайды с 9 по 16.

Затем по очереди группы дают характеристику процесса жизнедеятельности, дети оценивают правильность ответа другой группы. На слайде 14 можно включить мультимедийное пособие к уроку – Значение деления клеток.

После слайда 15 – включить задание на установление последовательности деления клетки.

На слайде 16 включить анимацию «Рост клетки».

Если остаётся время, можно провести контрольное или тренировочное тестирование по мультимедийному приложению.

Слайд 17.

Выводы по уроку.

Слайд 18.

Рефлексия.

Слайд 19.

Домашнее задание.

(материал для учителя)

Движение цитоплазмы . В клетке происходят все необходимые жизненные процессы. Одно из видимых проявлений жизнедеятельности клетки - движение цитоплазмы . Если некоторое время понаблюдать за клетками листа элодеи под микроскопом, то можно заметить движение хлоропластов внутри каждой клетке. Они двигаются, увлекаемые круговым током цитоплазмы. Цитоплазма также имеет способность сжиматься и вновь расправляться. (есть видео)

Питание растений процесс поглощения и усвоения растениями из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни; заключается в перемещении веществ из среды в цитоплазму растительных клеток и их химическом превращении в соединения, свойственные данному виду растений.

Обмен веществ . Клетка питается, то есть поглощает вещества из внешней среды и превращает их в вещества своего тела. Клетка дышит, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Вещества в живой клетке не остаются постоянными, они изменяются. При этом они взаимодействуют друг с другом, соединяются и вновь распадаются. Многие продукты распада клетка выделяет во внешнюю среду. Описанные процессы, протекающие в клетке, называют обменом веществ . Обмен веществ - главное проявление жизнедеятельности организма, всех его клеток.

Поступление веществ в клетку и выход их из клетки . Вещества передвигаются внутри одной клетки, а также из клетки в клетку, из одной части растения в другую. Поступление веществ в клетку из внешней среды и прохождение их из клетки в клетку зависит от проницаемости оболочек и цитоплазмы .

Оболочка и цитоплазма легко пропускает воду и газы например, кислород, углекислый газ. Для многих веществ, растворенных в воде, целлюлозная оболочка тоже легко проницаема, а живая цитоплазма поглощает и пропускает их только избирательно. Избирательное поглощение свойственно только живым клеткам. Если же цитоплазму убить, например кипячением, она становится проницаемой для любых веществ. (есть видео)

Деление клеток . Одно из важнейших проявлений жизни клеток - их способность к делению. При этом из одной исходной (материнской) клетки получаются две дочерних. Каждая из них постепенно дорастает до размеров материнской и может снова делится. Так увеличивается число клеток в теле растения и образуются различные ткани. Растение растет за счет деления клеток. (есть видео)

Деление – сложный процесс, который состоит из последовательных этапов. Делению предшествует деление ядра. Ядро увеличивается, хорошо заметны тельца, цилиндрической формы – хромосомы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Хромосомы копируют себя, образуются две одинаковые части. В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой новой клетки их становится столько же как и в материнской клетке. Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48. Деление клеток картофеля можно представить схемой. В цитоплазме возникает перегородка, и клетка разделяется на две. каждая со своим ядром. Перегородка состоит из двух целлюлозных оболочек и слоя межклеточного вещества между ними, склеивающего их. В перегородке остаются очень мелкие отверстия. Благодаря им сохраняется связь между цитоплазмами соседних клеток. Таким образом живое содержимое всех клеток соединено друг с другом.


Как вы понимаете термин жизнь?

Жизнь - это совокупность явлений происходящих в организмах .


«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

Анатоль Франс.


Процессы, характеризующие жизнь:

Питание;

Размножение;

Развитие;

Дыхание.


В клетке происходят

все необходимые

жизненные процессы.

Одно из видимых проявлений жизнедеятельности

клетки - движение цитоплазмы .


Поступление веществ в клетку из внешней среды и прохождение их из клетки в клетку зависит от проницаемости оболочек и цитоплазмы .

Оболочка и цитоплазма легко

пропускает воду и газы например, кислород, углекислый газ.

Избирательное поглощение

свойственно только живым клеткам.


Дыхание клетки

O 2

СO 2

кислород

углекислый газ

Дыхание - важнейший физиологический процесс, в результате которого происходит выделение энергии, необходимой для жизнедеятельности растительного организма.


Вещества в живой клетке не остаются постоянными, они изменяются.

Обмен веществ - главное проявление жизнедеятельности организма, всех его клеток.

Питание - это непрерывный процесс поступления из внешней среды в клетку питательные веще­ств.


Деление клеток

Одно из важнейших проявлений жизни клеток - их способность к делению .



Рост – это увеличение объёма, массы и размера клетки.

Рост растительной клетки происходит за счёт увеличения вакуоли.

Похожие публикации