Презентация по биологии строение животной клетки. Цель: Создание условий для формирования понятия клетки как элементарной единицы строения и функционирования живого. Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

Слайд 1

Строение животной клетки

Клеточная мембрана. находится под клеточной стенкой.

  • ограничивает содержимое клетки;
  • защищает клетку;
  • регулирует обмен веществами с внешней средой.

Цитоплазма - это вязкая жидкость, заполняющая клетку; соседние клетки связаны друг с другом через цитоплазму.

  • накапливание продуктов жизнедеятельности клетки;
  • запасание питательных веществ.

Ядро. содержит хромосомы; покрыто оболочкой.

  • участвует в хранении и передаче наследственной информации потомству;
  • регулирует все процессы в клетке.

Ядрышко - это скопление ядерного вещества в ядре.

Функции: участвует в образовании рибосом.

Рибосомы имеют округлую форму и маленькие размеры; расположены в цитоплазме свободно или прикреплены к эндоплазматической сети.

Функции: образование (синтез) белков.

Эндоплазматическая сеть (ЭПС) состоит из канальцев, образующих сеть; имеет собственную оболочку.

  • образование органический веществ (белков, жиров и углеводов);
  • транспорт веществ в клетке.

Аппарат Гольджи состоит из канальцев, полостей и пузырьков; покрыт собственной оболочкой.

  • образование сложных органических веществ;
  • образование лизосом.

Лизосомы - это небольшие пузырьки; содержит ферменты; имеют собственную оболочку.

Функции: расщепление органических веществ (белков, жиров, углеводов).

Митохондрии имеют овальную форму; покрыты двойной оболочкой; внутренняя оболочка образует складки.

Функции: образование и накопление энергии («энергетические станции» клетки).

Клеточный центр состоит из двух частей, имеющих цилиндрическую форму

Функции: участие в делении клетки

Строение животной клетки.

Презентацию выполнила Борисова Г.А.

Учитель МБОУ Первомайской СОШ



  • Зарождение понятий о клетке
  • 1590г. Братья Янсены (изобретение микроскопа), 1665г. Р. Гук (ввел термин «клетка»), 1680г. А.Левенгук (открыл одноклеточные организмы), 1831г. Р.Броун (открытие ядра).
  • 1590г. Братья Янсены (изобретение микроскопа),
  • 1665г. Р. Гук (ввел термин «клетка»),
  • 1680г. А.Левенгук (открыл одноклеточные организмы),
  • 1831г. Р.Броун (открытие ядра).

Возникновение клеточной теории.

1838г. Т.Шлейден (ткани растений состоят из клеток),

1839г. М.Шванн (ткани животных состоят из клеток). Сформулировал основное положение клеточной теории : клетки представляют собой структурную и функциональную основу всех живых существ).


Развитие клеточной теории.

1858г. Р.Вирхов.(каждая новая клетка происходит только от клетки в результате ее деления),

1930г. – создание электронного микроскопа.


Виды клеток:

Животная

Растительная

Бактериальная






  • Ядро Цитоплазма Поверхностный аппарат Органоиды
  • Цитоплазма
  • Поверхностный аппарат
  • Органоиды







1. Кто впервые обнаружил клетку?

а) Роберт Вирхов;

б) Антуан Ван Левенгук;

в) Роберт Гук.

2. В каком году?


3. Клетка снаружи покрыта:

а) цитоплазмой;

б) оболочкой;

в) пластидами.

4. Зеленые пластиды называются:

а) лейкопласты;

б) хлоропласты;

в)хромопласты


4. Внутренняя среда клетки, где расположены все органоиды, называется:

а) цитоплазма;

в) вакуоли.

5. Хромосомы находятся в:

б) цитоплазме;

в) вакуоли.


6. Основная структурная единица организма:

а) корень;

в) клетка.


Животная клетка

Цитоплазматическая мембрана

Аппарат Гольджи

Лизосома

Центриоли

Цитоплазма

Эндоплазматическая

Митохондрии


Органоиды

Строение

Плазматическая мембрана

Функции

Эндоплазматическая сеть (ЭПС)

Рибосомы

Митохондрии

Аппарат Гольджи

Лизосомы

Клеточный центр



Интернет-ресурсы.

http:// fizrast.ru/fiziol-kletka/stroenie.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biology/1816/ РАСТИТЕЛЬНАЯ

https://ru.wikipedia.org/wiki / Растительные клетки

http:// http:// biouroki.ru/material/plants/kletka.html

http:// fb.ru/article/43885/stroenie-rastitelnoy-kletki

http:// biouroki.ru/material/plants/kletka.html

http:// otvet.mail.ru/question/77344331


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила учитель биологии МБОУ "СОШ" пст. Чиньяворык С.С. Кузьмина

Общие сведения 1 Тела всех живых организмов состоят из клеток. Тела большинства животных состоят из множества клеток.

Общие сведения 2 Есть организмы, тела которых состоит только из одной клетки, - это бактерии, одноклеточные водоросли, грибы, простейшие.

Общие сведения 3 Изучением строения, развития и деятельности клеток занимается наука ЦИТОЛОГИЯ.

Общие сведения 4 Большинство клеток животных очень мелкие. Формы клеток животных очень различны. Клетки мышцы Клетки крови Клетки кожи Форма и величина клеток животных зависят от функции клетки

цитоплазма митохондрии хромосомы рибосомы Эндоплазматическая сеть Аппарат Гольджи ядрышко Клеточная мембрана лизосома ядро центриоли Пищеварительная вакуоль Схема строения животной клетки

ОРГАНОИДЫ СТРОЕНИЕ ФУНКЦИИ Эндоплазматическая сеть Рибосомы Митохондрии Аппарат Гольджи Лизосомы §6, страница 26

Растительная клетка Животная клетка Отличие Сходство §6, страница 26 Домашнее задание

Ткань – это группа сходных по строению и функциям клеток и межклеточное вещество, выделяемое этими клетками.

Эпителиальная (покровная) ткань Соединительная ткань Мышечная ткань Нервная ткань Ткани

Эпителиальная ткань Образуют покровы животных, выстилают полости тела и внутренних органов; Состоят из одного или нескольких слоев плотно прилегающих клеток и почти не содержат межклеточного вещества;

Соединительная ткань Состоит из небольшого числа клеток, разбросанных в массе межклеточного вещества; Входит в состав скелета, поддерживает тело, создает опору, защищает внутренние органы.

Мышечная ткань Состоят из вытянутых клеток, которые принимают раздражение от нервной системы и отвечают на него раздражением; Благодаря сокращению и расслаблению скелетных мышц происходит передвижение животных.

Нервная ткань Образует нервную систему, которая состоит из нервных клеток – нейронов; Нейроны имеют звездчатую форму, длинные и короткие отростки. Нейроны воспринимают раздражение и передают возбуждение к мышцам, коже, другим тканям и органам.

Ткань Функция Виды ткани Эпителиальная Соединительная Мышечная Нервная ----------

Домашнее задание §6-7, на страницах 26-29, готовимся к проверочной работе по темам «Клетка» и «Ткани»


Задачи урока:

Обучающие: изучить строение животной клетки, установить соответствие строения клетки и ее органоидов выполняемым функциям. Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации; сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы; развивать образную память, логическое мышление, речь.

Воспитывающие: воспитание культуры коллективного труда в процессе групповой работы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

1. ТСО (компьютер, видеопроектор).

2. Интернет как источник информации и интерактивных заданий.

3. Учебник «Биология. Живой организм » 6 класс авт. Сонин Н.И.

4. Оборудование для лабораторной работы «Строение амебы»

Методы и методические приемы:

Словесно-наглядный

Практически-исследовательский

Самостоятельная работа в группах и парах

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

I. Инициация

Учитель предлагает детям встать возле своих парт и начать шагать на месте.

Объясняет, что шаг должен быть мягким, легким, и он будет прерываться упражнениями на внимательность: если учитель делает один хлопок руками, учащиеся вытягивают вперед правую руку и левую ногу, на два хлопка -левую руку и правую ногу.

Учащиеся с удовольствием выполняют задание. Ошибки в выполнении упражнения сопровождаются смехом: настроение детей поднимается, создается положительный эмоциональный настрой.

позиции одноклассников по общению и умение слушать и выполнять команды учителя.

Химический состав

Вхождение в тему, формулирование целей и задач урока.

Обучающимся предлагается подписать название звеньев в логической цепи.

В прямоугольник под номером 2 записать предмет изучения, а под номером 3 - объект.

Информация о ядерных и безъядерных организмах.

Учитель обращает внимание на то, что знания о строении животной клетки на следующем уроке помогут лучше разобраться со строением растительной клетки.

Просматривая текст нового параграфа, дети приходят к заключению, что в прямоугольник под номером 3 записываем слово «клетка», а под номером 2 «органоиды», т.к. содержание материала отражает строение, роль и взаимосвязь органоидов, обеспечивающие функционирование клетки как единой биологической системы.

Учащиеся составляют схему:

Безъядерные

Познавательные:

логические - сравнение, опознание, анализ, синтез, подведение под понятие объекта;

общеучебные - поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и извлечение необходимой информации;

определение основной и второстепенной информации.

Формирование ожиданий обучающихся.

На доске вывешивается большая таблица животной клетки. Учитель предлагает детям озвучить собственные цели и задачи урока, определить, что они ожидают (хотели бы получить) от процесса обучения на сегодняшнем уроке и чего опасаются.

В процессе обсуждения учитель уточняет записанные ожидания и опасения, обобщает цели и задачи урока

Дети озвучивают цели и задачи урока, записывают на листочках свои ожидания и опасения. При помощи скотча прикрепляют их на таблицу.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулирование проблемы.

Личностные: действие смыслообразования (устанавливать связь между целью деятельности и мотивом).

Регулятивные: целеполагание; прогнозирование (формулировка задач, которые следует решить на уроке; умение понимать, принимать и сохранять учебно-познавательную задачу).

Интерактивная лекция.

Предварительно с обучающимся, имеющим высокие учебные способности, прорабатывается материал и составляется лекция (в иносказательной форме) о строении клетки.

По мере рассказа ученика на слайде презентации появляются надписи:

Управляющий орган

Транспортная сеть с заводами

Столовые

Энергетические станции

Учитель обращает внимание детей на то, что в животной клетке есть клеточный центр, который играет важную роль при делении клетки.

Всю внутреннюю среду клетки занимает вязкая, полужидкая цитоплазма. Она связывает между собой органоиды клетки.

Учитель предлагает поиграть в игру «Угадай-ка»

1.Место образования и накопления энергии (митохондрии).

2. Состоит из центриолей (клеточный центр).

3.Расположены на ЭПС, участвуют в образовании белков (рибосомы).

4.Накапливает и поставляет в цитоплазму белки, жиры, углеводы (ап.Гольджи).

5. Самый большой и самый главный органоид в клетке(ядро)

6. Участвуют во внутриклеточном переваривании частей клетки (лизосомы).

Учащиеся слушают лекцию.

«У клеточного государства есть граница, которая отделяет ее от других клеток-государств и обеспечивает связь с ними. В этом государстве, как и в любом другом, есть главный управляющий орган. Существует широко развитая транспортная сеть с заводами по производству важных для клетки-государства органических веществ. Эти вещества по транспортной сети направляются в склад. В нем накапливаются и хранятся разные вещества, а затем они используются для собственных нужд или отправляются по месту назначения. Небольшие столовые с очень крепкими стенами находятся в разных местах государства. Энергетические станции обеспечивают все структурные подразделения необходимой энергией для их бесперебойной работы.

По мере выполнения задания участники группы подходят к доске и с помощью скотча прикрепляют названия органоидов и их рисунки. .

В итоге опорный конспект приобретает следующий вид:

Вывод. Строение животной клетки базируется на трех составляющих - ядро, цитоплазма и клеточная мембрана.

Органоиды имеют специфическое строение, которое обусловлено выполняемыми функциями.

Учащиеся записывают в тетрадь номер продиктованного учителем предложения и добавляют к нему номер органоида из слайда.

1-3; 2-5; 3-1; 4-4; 5-6; 6-2

Познавательные:

логические- сравнение, опознание, анализ;

общеучебные - действие со знаково-рисуночными средствами (понимать информацию, представленную в иносказательной форме, переводить её в образную).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности); владение монологической и диалогической речью (соблюдать правила речевого поведения).

Проработка содержания темы.

Экскурсия в клетку.

Учитель. Мы пока видели клетку как вместилище органоидов. Сейчас уже настала пора посмотреть на нее как сложную систему. Для этого нужно совершить экскурсию в клетку, увидеть место органоидов и связи между ними. Понятно, наши размеры не позволят проникнуть в этот удивительный микромир, поэтому нам нужно перевоплотиться в органоид и под его именем войти в клетку.

На доске учитель вывешивает лист ватмана с обозначенным контуром клетки.

2.Задание. Установите функциональные связи между компонентами клетки.

3.Задание. Найдите у амебы признаки клеточного строения.

Каждая группа получает задание - зарисовать изучаемый органоид, на обратной стороне рисунка написать его функции.

В течение 5 минут группы выполняют задания, далее в процессе внутригруппового обсуждения (2 мин) идет осмысление выполненной работы. По истечению времени начинается презентация органоидов и закрепление их на контуре клетки.

«Вхождение» в клетку происходит в определенной очередности, начиная с ядра.

Дальнейший органоид дети должны определить сами.

Представляет разветвлённую сеть трубочек и карманов.

Образуются в аппарате Гольджи. Обеспечивают возможность работы своих «собратьев».

Принимает продукты биосинтеза. Играет важную роль при делении клетки.

1.ЭПС → ап. Гольджи

2. Митохондрии → ЭПС

3.ЭПС → ап.Гольджи → лизосомы

Вывод. Все компоненты клетки взаимосвязаны. Клетка - целостная система.

Учащиеся рассматривают под микроскопом одноклеточное животное,зарисовывают его и

обозначают органоиды клетки.

Снаружи тело амебы покрыто плазматической мембраной. В центральной части тела расположено крупное ядро Хорошо просматривается светлый пузырек. - сократительная вакуоль.

Тело простейших организмов состоит из одной клетки.

Познавательные:

смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации,

выполнение, формирование навыков самостоятельной работы по выполнению биологических рисунков, осмысление информации

Коммуникативные: формирование коммуникативных действий, направленных на осуществление межличностного общения в процессе групповой работы.

Личностные: развитие самостоятельности при выполнении задания.

Регулятивные:

целеполагание (принимать учебно-познавательную задачу);

планирование (организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения лабораторной работы)

Разминка.

Учитель просит обучающихся по его команде выполнить упражнения:

Раз - подняться, повернуться;

Два - согнуться, разогнуться;

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре- руки шире,

Пять- руками помахать,

Шесть - друг другу улыбнуться, постоять и потянуться

Семь-красный мяч руками взять и соседу передать (на фоне быстрой музыки мяч передается из рук в руки, музыка стихает)

А теперь на цифру восемь всех за парту сесть мы просим

Выполнение физических упражнений поднимает настроение детей, предупреждает развитие утомляемости.

Коммуникативные: действия обеспечивают социальную компетентность и учет

позиции одноклассников по общению или умение слушать и выполнять команды учителя.

Подведение итогов.

На учительском столе разложены рисунки органоидов клетки, листочки серой бумаги, скотч, фломастеры на доске висит таблица «Животная клетка». Учитель предлагает учащимся взять по одному рисунку органоида клетки, со строением и функциями которого

он хорошо разобрался. На сером листочке написать название органоида или вопрос, который для него остался непонятным и скотчем закрепить его на таблице.

Учитель анализирует содержание серых листочков, соотносит их с опасениями, выдвинутыми в начале урока и организует работу по ликвидации недочетов через организацию игры «Репортаж из клетки»

Дети- корреспонденты подходят к «органоидам клетки», в первую очередь тем, которые попали в разряд плохо понятых и проводят интервьюирование.

1. В каких услугах вашего органоида нуждается клетка?

2.Какие его особенности строения вы можете отметить?

3. С какими органоидами дружит ваш органоид? и др.

Коммуникативные: учёт позиции, партнёров по общению и деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интегрироваться в группу сверстников

и строить продуктивное взаимодействие.

Регулятивные:

Личностные:

интерес к изучению предмета, становление положительного отношения к учению, элементы способности оценивать свои достижения и трудности, стремление к преодолению учебных затруднений.

Рефлексия.

Учитель предлагает детям оценить результаты своей работы по следующим критериям: 1.Заявленные ожидания:

а)полностью реализованы

б) частично реализованы

в) не реализованы

2.Чем можно объяснить данный результат?

Учащиеся формулируют основные выводы по теме, проводят самоанализ, выставляют себе оценку за работу на уроке.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

развитие навыков самооценки, осмысление собственных результатов.

Домашнее задание.

Предлагает задания по выбору:

Составить кроссворд;

Нарисовать животную клетку (органоиды не подписывать);

Подготовить задание на соответствие (органоид -функция).

Выбирают одно из предложенных заданий и записывают в дневники.

Информационные компетенции.

Список использованных источников

1. В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова «Правильные ответы на вопросы учебника Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс» -М.: ДРОФА, 2006

2. «Биология. Живой организм » учебник 6 класс. авт Сонин Н.И. .-М.:Дрофа, 2009

3. Интерактивный рисунок строения амёбы

Похожие образовательные материалы:

Похожие публикации