Возрастные изменения центральной нервной системы презентация. Возрастная физиология. Особенности черепа новорожденных

Презентация на тему: Нервная система – система управления (регуляции) функций в организме











































1 из 42

Презентация на тему: Нервная система – система управления (регуляции) функций в организме

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Рефлекторный принцип регуляции функций (рефлекторная теория) Узловой момент развития рефлекторной теории – классический труд И.М.Сеченова (1863) «Рефлексы головного мозга». Основной тезис: Все виды сознательной и бессознательной жизни человека представляют собой рефлекторные реакции.

№ слайда 4

Описание слайда:

Рефлекс, рефлекторная дуга, рецептивное поле Рефлекс - универсальная форма взаимодействия организма и среды, реакция организма, возникающая на раздражение рецепторов и осуществляемая с участием нервной системы. В естественных условиях рефлекторная реакция происходит при пороговом, надпороговом раздражении входа рефлекторной дуги – рецептивного поля данного рефлекса. Рецептивное поле – определенный участок воспринимающей чувствительной поверхности организма с расположенными здесь рецепторными клетками, раздражение которых инициирует, запускает рефлекторную реакцию. Рецептивные поля разных рефлексов имеют разную локализацию. Рецепторы специализированы для оптимального восприятия адекватных раздражителей. Структурная основа рефлекса – рефлекторная дуга. Рефлекс (<лат. reflexus отраженный). Термин ввел И. Прохаска. Идея отраженного функционирования принадлежит Р. Декарту.

№ слайда 5

Описание слайда:

Рефлекторная дуга Рефлекторная дуга – последовательно соединенная цепочка нейронов, обеспечивающая осуществление реакции (ответа) на раздражение. Рефлекторная дуга состоит из: Афферентного (А); Центрального (Ц,В); Эфферентного (Э) звеньев. Звенья связаны синапсами (с). В зависимости от сложности структуры рефлекторной дуги различают рефлексы: Моносинаптические (А→с ¦Э); Полисинаптические (А→с ¦В→с ¦Э).

№ слайда 6

Описание слайда:

Рефлекторное кольцо Обратная связь (обратная афферентация) – структурная основа рефлекторного кольца: воздействие работающего органа на состояние своего центра. Петля обратной связи – информация о реализованном результате рефлекторной реакции в нервный центр, выдающий исполнительные команды. Значение: Вносит постоянные поправки в рефлекторный акт.

№ слайда 7

Описание слайда:

Классификация рефлексов Безусловные и условные (по способу образования рефлекторной дуги: генетически запрограммирована или сформирована в онтогенезе); Спинальные, бульбарные, мезэнцефальные, кортикальные (по расположению основных нейронов, без которых рефлекс не реализуется); Интерорецептивные, экстерорецептивные (по локализации рецепторов); Защитные, пищевые, половые (по биологическому значению рефлексов); Соматические, вегетативные (по участию отдела нервной системы).Если эффекторами являются внутренние органы, говорят о вегетативных рефлексах, если скелетные мышцы – о соматических рефлексах); Сердечные, сосудистые, слюноотделительные (по конечному результату).

№ слайда 8

Описание слайда:

Нервный центр: определение Рефлекторная деятельность организма во многом определяется общими свойствами нервных центров. Нервный центр – «ансамбль» нейронов, согласованно включающихся в регуляцию определенной функции или в осуществление рефлекторного акта. Нейроны ЦНС (нервных центров): Преимущественно, вставочные (интернейроны); Мультиполярные (дендритное дерево! шипики); Разнообразные по химизму: разные нейроны секретируют различные медиаторы (АХ, ГАМК, глицин, эндорфины, дофамин, серотонин, нейропептиды и др.)

№ слайда 9

Описание слайда:

Классификация нервных центров Морфологический критерий (локализация в отделах ЦНС): Спинальные центры (в спинном мозге); Бульбарные (в продолговатом мозге); Мезэнцефальные (в среднем мозге); Диэнцефальные (в промежуточном мозге); Таламические (в зрительных буграх); Корковые и подкорковые.

№ слайда 10

Описание слайда:

Нервные центры В основе нервной деятельности лежат активные и противоположные по своим функциональным свойствам процессы: Возбуждение; Торможение. Функциональное значение торможения: Координирует функции, т.е. направляет возбуждение по определенным путям, к определенным нервным центрам, выключая те пути и нейроны, активность которых в данный момент не нужна для конкретного приспособительного результата. Выполняет охранительную (защитную) функцию, предохраняя нейроны от перевозбуждения и истощения при действии сверхсильных и длительных раздражителей.

№ слайда 11

Описание слайда:

Особенности распространения возбуждения в ЦНС: односторонность В ЦНС, внутри рефлекторной дуги и нейронных цепей возбуждение идет, как правило, в одном направлении: от афферентного нейрона к эфферентному. Это обусловлено особенностями структуры химического синапса: медиатор выделяется только пресинаптической частью.

№ слайда 12

Описание слайда:

Особенности распространения возбуждения в ЦНС: замедленное проведение Известно, что возбуждение по нервным волокнам (периферия) проводится быстро, а в ЦНС– относительно медленно (синапсы!). Время, в течение которого возбуждение проводится в ЦНС с афферентного на эфферентный путь –центральное время рефлекса (3 мс). Чем сложнее рефлекторная реакция, тем больше время ее рефлекса. Удетей время центральной задержки больше, оно увеличивается также при различных воздействиях на организм человека. При утомлении водителя оно может превышать 1000 мс, что приводит в опасных ситуациях к замедленным реакциям и дорожным авариям.

№ слайда 13

Описание слайда:

Особенности распространения возбуждения в ЦНС: суммация Это свойство впервые описал И.М. Сеченов (1863): При действии ряда подпороговых стимулов на рецептор или афферентный путь возникает ответная реакция. Виды суммации: Последовательная (временная); Пространственная. Один подпороговый афферентный стимул не вызывает ответной реакции, а создает в ЦНС местное возбуждение (локальный ответ) –недостаточное для ПД количество медиатора).

№ слайда 14

Описание слайда:

Особенности распространения возбуждения в ЦНС: временная суммация А. В ответ на одиночный раздражитель возникает синаптический ток (затененная область) и синаптический потенциал, Б. Если вскоре после одного постсинаптического потенциала возникает другой, то он складывается с ним. Это явление называется временной суммацией. Чем короче при этом будет интервал между двумя последовательными синаптическими потенциалами, тем выше будет амплитуда суммарного потенциала.

№ слайда 15

Описание слайда:

Особенности распространения возбуждения в ЦНС: пространственная суммация Пространственная суммация: два или несколько подпороговых импульсов приходят в ЦНС по разным афферентным путям и вызывают ответную рефлекторную реакцию. Для возникновения импульса в нейроне необходимо, чтобы начальный сегмент аксона, обладающий низким порогом возбуждения, был деполяризован до критического уровня

№ слайда 16

Описание слайда:

Особенности распространения возбуждения в ЦНС: окклюзия Феномен окклюзии (<лат occlusus запертый) – уменьшение (ослабление) ответной реакции при совместном раздражении двух рецептивных полей по сравнению с арифметической суммой реакций при изолированном (раздельном) раздражении каждого из рецептивных полей. Причина феномена – перекрытие путей на вставочных или эфферентных нейронах благодаря конвергенции.

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

Особенности распространения возбуждения в ЦНС: проторение (постактивационное облегчение) Проторение (постактивационное облегчение): После возбуждения, вызванного ритмической стимуляцией, последующий стимул вызывает больший эффект; Для поддержания прежнего уровня ответной реакции требуется меньшая сила последующего раздражения. Объяснение: Структурно-функциональные изменения в синаптическом контакте: Накопление у пресинаптической мембраны везикул с медиатором;

№ слайда 19

Описание слайда:

Свойства нервных центров: высокая утомляемость Длительное повторное раздражение рецептивного поля рефлекса →ослабление рефлекторной реакции вплоть до полного исчезновения – утомление. Объяснение: В синапсах: истощается запас медиатора, уменьшаются энергетические ресурсы, происходит адаптация постсинаптических рецепторов к медиатору; Малая лабильность центра → нервный центр функционирует с максимальной нагрузкой, так как получает стимулы от высоколабильного нервного волокна, превышающие лабильность нерва→утомление.

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

Свойства нервных центров: повышенная чувствительность к недостатку кислорода Обусловлена высокой интенсивность обменных процессов: 100 г нервной ткани (головной мозг собаки) использует О2 в 22 раза больше, чем 100 г мышечной ткани. Мозг человека поглощает 40 – 50 мл О2 в минуту: 1/6 – 1/8 часть всего О2, потребляемого телом в состоянии покоя. Чувствительность нейронов разных отделов мозга: Смерть нейронов коры больших полушарий - через 5 – 6 мин. после полного прекращения кровоснабжения; Восстановление функций нейронов ствола мозга возможна после 15 – 20 мин полного прекращения кровоснабжения; Функции нейронов спинного мозга сохраняется и после 30 минутного отсутствия кровообращения.

№ слайда 22

Описание слайда:

Свойства нервных центров: пластичность и тонус Пластичность – функциональная подвижность нервного центра: возможность его включения в регуляцию различных функций. Тонус – наличие определенной фоновой активности. Объяснение: определенное количество нейронов мозга в покое (в отсутствие специальных внешних раздражителей) находится в состоянии постоянного возбуждения – генерирует фоновые импульсные потоки. Обнаружено наличие в высших отделах мозга «сторожевых нейронов» даже в состоянии физиологического сна

№ слайда 23

Описание слайда:

Торможение в ЦНС Торможение - активный процесс, который ослабляет существующую деятельность или препятствует ее возникновению. Впервые экспериментально процесс торможения в ЦНС наблюдал в 1862 г. И. М. Сеченов в опыте, который и получил название «опыт торможения Сеченова». «Коперник второй Вселенной».

№ слайда 24

Описание слайда:

Виды торможения Первичное и вторичное (наличие или отсутствие специального морфологического образования - тормозного синапса); Пресинаптическое и постсинаптическое (место возникновения – зона межнейронального контакта); А также Возвратное; Реципрокное; Латеральное.

№ слайда 25

Описание слайда:

Вторичное торможение Осуществляется без участия специальных тормозных структур и развивается в возбуждающих синапсах. Было изучено Н.Е.Введенским и названо пессимальным. Н.Е. Введенский показал, что возбуждение может сменяться торможением в любом участке, обладающем низкой лабильностью. В ЦНС наименьшей лабильностью обладают синапсы.

№ слайда 26

Описание слайда:

Первичное торможение в ЦНС Первичное торможение связывают с наличием в ЦНС специального морфологического субстрата – тормозного синапса (нейрона). Тормозные нейроны – тип интернейронов, аксоны которых образуют на телах и дендритах возбуждающих нейронов тормозные синапсы. Примеры тормозных нейронов: грушевидные клетки (клетки Пуркинье) коры мозжечка и клетки Реншоу в спинном мозге.

Описание слайда:

Торможение в ЦНС: пресинаптическое торможение Механизм: возбуждение Т→ деполяризация мембраны афферента → уменьшение амплитуды ПД в афферентах → уменьшение количества выделяемого медиатора из пресинаптической области синапса →уменьшение амплитуды ВПСП на мембране мотонейрона →уменьшение активности мотонейрона. Медиатор тормозного синапса - ГАМК. Значение: координирующее. Обеспечивает тонкую регуляция.

№ слайда 30

Описание слайда:

Торможение в ЦНС: реципрокное торможение Пример реципрокного (сопряженного) торможения – взаимное торможение центров мышц-антагонистов. Механизм: возбуждение проприорецепторов (рецепторы растяжения) мышц- сгибателей → активация мотонейронов данных мышц и вставочных тормозных нейронов →постсинаптическое торможение мотонейронов мышц-разгибателей.

Описание слайда:

Принципы координации нервных центров: «общий конечный путь» (конвергенция) Выдвинут Ч.С. Шеррингтоном в 1906 г. Конвергенция – морфологическая основа координации, – исходит из анатомического соотношения между афферентными и эфферентными нейронами (5:1). Такое соотношение Шеррингтон схематически представил в виде воронки:

№ слайда 33

Описание слайда:

Принципы координации нервных центров: «общий конечный путь» Согласно этому принципу к одному мотонейрону приходит множество импульсов от различных рефлексогенных зон, но только некоторые из них приобретают рабочее значение. Самые разнообразные стимулы могут стать причиной одной и той же рефлекторной реакции, т.е. происходит борьба за «общий конечный путь». Функциональные особенности нервных центров определяют какой из импульсов, сталкивающихся на пути к мотонейрону, окажется победителем и завладеет общим конечным путем.

№ слайда 34

Описание слайда:

Принципы координации нервных центров: доминанта Принцип доминанты (лат. dominare господствовать) – установлен А. А. Ухтомским (1923). По Ухтомскому: доминанта – господствующий очаг возбуждения, предопределяющий характер текущих реакций нервных центров в данный момент. Доминантный центр (очаг) может возникнуть в различных этажах ЦНС при длительном действии гуморальных или рефлекторных раздражителей. «…Внешним выражением доминанты является стационарно поддерживаемая работа или рабочая поза организма…». (А.А.Ухтомский. Т.1. С. 165. 1950)

№ слайда Описание слайда:

Доминанта А.А. Ухтомский о (+) и (–) доминанты: «… Доминанта, как общая формула, ещё ничего не обещает. Как общая формула, доминанта говорит лишь то, что из самых умных вещей глупец извлечет повод для продолжения глупостей, а из самых неблагоприятных условий умный извлечет умное.»

№ слайда 37

Описание слайда:

Принципы координации нервных центров: иерархия и субординация В ЦНС имеют место: Иерархические взаимоотношения (греч. hierarchia < hieros – священный + arche – власть) – высшие отделы мозга контролируют нижележащие; Субординация (соподчинение) –нижележащий отдел подчиняется вышележащим отделам.

№ слайда 38

Описание слайда:

Принципы координации нервных центров: иррадиация Иррадиация (лат. irradio освещать, озарять) – распространение процессов возбуждения (торможения). Иррадиация тем шире, чем сильнее и длительнее афферентное раздражение. В основе иррадиации – многочисленные связи аксонов афферентных нейронов с дендритами и телами вставочных нейронов, объединяющих нервные центры. Иррадиация лежит в основе формирования временной (условно-рефлекторной) связи. Иррадиация (как возбуждения, так и торможения) имеет свои пределы: →концентрация (формирование доминанты, исключение хаотичности).

Описание слайда:

Возрастные особенности свойств нервных центров Для организма ребенка характерна более высокая утомляемость нервных центров по сравнению со взрослыми, связанная с меньшими запасами медиаторов в синапсах и их быстрым истощением в результате ритмических раздражений. Нервные центры детей более чувствительны к недостатку кислорода и глюкозы вследствие высокого уровня обмена веществ. На ранних стадиях развития нервные центры обладают большей компенсаторной способностью и пластичностью.

№ слайда 41

Описание слайда:

Возрастные особенности координации нервных процессов Ребенок рождается с несовершенной координацией рефлекторных реакций. Ответная реакция у новорожденного всегда связана с обилием ненужных движений и широкими неэкономичными вегетативными сдвигами. В основе рассматриваемых явлений лежит более высокая степень иррадиации нервных процессов, которая во многом связана с плохой «изоляцией» нервных волокон (отсутствием у многих периферических и центральных нервных волокон миелиновой оболочки) → процесс возбуждения с одного нерва легко переходит на соседний. на первых этапах постнатального развития ведущее значение в регуляции рефлекторной деятельности имеет не кора, а подкорковые структуры головного мозга.

№ слайда 42

Описание слайда:

Возрастные особенности координации нервных процессов Дети, в сравнении со взрослыми, имеют: меньшую специализацию нервных центров, более распространенные явления конвергенции и более выраженные явления индукции нервных процессов. Доминантный очаг у ребенка возникает быстрее и легче (неустойчивость внимания детей). Новые раздражители легко вызывают и новую доминанту в мозге ребенка. Своего совершенства координационные процессы достигают только к 18 – 20 годам.

Развитие организма ребенка после рождения делят на несколько периодов: Период новорожденности (до 1 месяца) Период грудного возраста (от 1 месяца до 1 года) Ясельный период (от 1 года до 3 лет) Дошкольный период (от 3 до 7 лет) Младший школьный период (от 7 до 13 лет у мальчиков и от 7 до 11 лет у девочек) Подростковый период (от 13 до 17 лет у мальчиков и от 11 до 15 лет у девочек)


В школьном возрасте в организме ребенка идут как количественные, так и качественные перестройки количественные изменения: рост скелета, рост внутренних органов, возрастание габаритных размеров тела и число клеток организма, а в этих клетках возрастает число биомолекул. качественные изменения– это функциональное созревание растущих органов, например, миелинизация нервных волокон ускоряет проведение нервных импульсов, это приводит к улучшению управляемости организма со стороны нервной системы.


Функциональное созревание структур головного мозга проявляется как увеличение объема запоминаемой информации, повышение степени сознательности в контроле за своими эмоциями, за своим поведением, развитие волевых качеств. На уровне сердечно-сосудистой системы функциональное созревание проявляется в виде перестройки вегетативного статуса – у детей школьного возраста постепенно усиливаются влияния симпатической нервной системы, достигая уровня взрослого организма.


Период роста органа и период его созревания не всегда совпадают. Например, мышцы сначала вырастают в длину вслед за растущими костями, а затем в длинных, но тонких мышечных волокнах начинает набираться нужное количество ферментативных молекул, запасов полисахаридов, жирных кислот, миоглобина и т.д. развитие разных органов происходит в разное время – например, сначала растут кости скелета, а потом начинают расти и созревать внутренние органы. Усложняющим моментом во взаимодействии качественных и количественных процессов развития является их разнесенность во времени, или гетерохронность.


Опорно-двигательный аппарат Костная система у младших школьников еще недостаточно твердая, окостенение костей не завершено, суставы очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Считается, что именно ранний школьный возраст является оптимальным для развития подвижности во всех основных суставах. С другой стороны, в этот возрастной период также максимальна возможность нарушения осанки. У детей часто наблюдаются искривления позвоночника, плоскостопие, отставания роста и др. Окончательное формирование костной системы завершается в основном к юношескому возрасту


Опорно-двигательный аппарат Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержащие минимальное количество белков и энергетических ресурсов (гликоген, жирные кислоты). Крупные мышцы развиты развиваются быстрее мелких, поэтому дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них недостаточно развита координация. В более старшем возрасте идет постепенное упрочение связочного аппарата и нарастание мышечной массы. В этом возрасте недостаточная физическая активность приводит к функциональным нарушениям осанки (асимметрия плеч и лопаток, сутулость)


Нервная система Морфологическое развитие нервной системы в основном завершается к возрасту 6-7 лет. Миелинизация основных нервных волокон в этом возрасте закончена. У детей достаточно развито чувство равновесия, координация движений, ловкость, достаточно высока скорость реакции на любые стимулы.


Нервная система Функциональное созревание нервной системы в 6-7 лет еще не завершено. Главной особенностью младшего школьного возраста является преобладание в нервной системе процессов возбуждения при недостатке тормозных влияний, отсюда недостаточная устойчивость внимания и быстрая утомляемость учащихся начальных классов. В период полового созревания все виды внутреннего торможения также нарушаются, затрудняется образование новых условных рефлексов, закрепление и переделка существующих динамических стереотипов. С окончанием периода пубертата (13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков) процессы высшей нервной деятельности налаживаются.


Отличительной чертой детей младшего школьного возраста является потребность в движении как потребность биологического уровня. Потребности (или мотивации) человека делятся на 3 большие группы: Биологические (энергия, пластические вещества, вода, отдых, продолжение рода) – присущи животным, растениям, микроорганизмам. Социальные (определение и повышение социального статуса) – присущи достаточно высокоорганизованным животным, живущим большими группами Идеальные (интеллектуальное развитие, эстетическое развитие, духовное развитие, душевное развитие) – присущи только человеку


Потребность в движении становится потребностью биологического уровня только у млекопитающих, представителей самого эволюционно продвинутого класса животного мира, поскольку у них появилась стадия воспитания детенышей, когда взрослые не только их выкармливают, но и передают свой жизненный опыт. Для освоения родительского опыта детеныши должны что-то делать, как-то двигаться, общаться со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому в эволюции у детенышей млекопитающих потребность в движении становится потребностью биологического уровня, как еда и сон.


Потребность в движении детей младшего школьного возраста По шагомеру тысяч движений в сутки. По времени - 1,5-2 часа активной физической нагрузки в сутки, из которых не менее 30 мин приходится на нагрузку достаточно высокого уровня, с ЧСС до уд/мин. В энергозатратах ккал в сутки. В рамках школьной программы - 1 час физкультуры в день (5 в неделю) + занятия в спортивной секции.


Известно, что ограничение детей в потребности биологического уровня приводит к нарушениям их развития. Ограничение в количестве пищи вызывает задержку роста и развития, ограничение в качественном составе, например, вегетарианство, вызывает задержку в функциональном созревании или даже невозможность сформировать некоторые функции. Известно, что у детей, испытывающих недостаток белкового питания, страдают интеллектуальные способности. Ограничение детей в воде часто является причиной патологии выделительной системы. Ограничение в общении ведет к тяжелым неврозам и психопатологическим состояниям. Ограничение в сне является тяжелейшей пыткой даже для взрослых.


В нашей реальной жизни ограничение детей в движении достигает % от нормы. То обстоятельство, что ограничение в движении является причиной неврозов, психопатологии, психосоматических расстройств – известно в меньшей степени, хотя по уровню воздействия на детский организм гипокинезия занимает одно из первых мест.


Дыхательная система Количество альвеол в легких достигает конечного взрослого уровня к 8 годам. В дальнейшем происходит только увеличение легочных объемов. Эти объемы прямо пропорциональны размеру тела, поэтому увеличение легочных объемов, увеличение максимальных показателей вентиляции легких также прямо пропорционально увеличению размеров тела


Состояние сердечной мышцы Размер сердца напрямую связан с размерами тела, у детей сердце меньше, чем у взрослых. Показатели сердечной производительности (ударный объем крови, минутный объем кровообращения) у детей ниже, чем у взрослых. Частота сердечных сокращений у детей выше, чем у взрослых (до 100 уд/мин). Максимальное потребление кислорода у детей значительно ниже, чем у взрослых. В целом, у детей более низкие функциональные возможности кардио- респиратоной системы, это накладывает достаточно жесткие ограничения на занятия видами спорта, связанными с выносливостью.


Артериальное давление Артериальное давление прямо зависит от размеров тела. В возрасте 7-10 лет нормальными считаются показатели 90/60 – 100/70 мм рт.ст. В периоде полового созревания, по мере возрастания влияний симпатической нервной системы, постепенно достигает уровня взрослого человека (115/70 мм рт.ст.).


Артериальное давление Показатель артериального давления зависит не только от состояния собственно сосудистой системы, но и от психо-эмоционального статуса ребенка. Известен «синдром белого халата», когда АД значительно возрастает или падает при входе в кабинет врача или просто при появлении человека в белом халате. Любое эмоциональное воздействие вызывает сосудистую реакцию. Любые адаптивные перестройки в организме, например, смена места учебы, приход нового учителя, вхождение в новый коллектив вызывают изменения артериального давления.


У взрослых людей состояние психо- эмоционального напряжения или физической усталости сопровождается, как правило, повышением АД. У детей, с их еще незрелым типом симпатической регуляции сосудистого тонуса, гораздо чаще наблюдается, наоборот, падение АД. Кроме того, при измерении АД автоматическими приборами, особенно при 2-3 измерениях подряд, у детей очень быстро наступает спазм сосудов, и измерение АД становится технически невозможным. Артериальное давление


Аэробные возможности организма младших школьников Функциональная незрелость дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма детей в начальной школе лежит в основе более их низких аэробных возможностей, и, следовательно, более низких показателей в видах спорта, связанных с выносливостью (бег, лыжи, велосипед, гребля). В институте возрастной физиологии разработаны рекомендации по времени начала занятий такими видами спорта: –Гребля академическая – лет, –Легкая атлетика – лет, –Лыжный спорт – 9-12 лет, –Плавание – 7-10 лет.


Анаэробные возможности организма младших школьников Анаэробные возможности детского организма также меньше, чем у взрослого человека. Это обусловлено более низким содержанием в мышечных волокнах ферментов гликолиза, а также субстратов гликолиза – полисахаридов и жирных кислот. В связи с этим у детей более низкие показатели в видах спорта, относящихся к скоростно-силовым (бег на короткие дистанции, прыжки). По рекомендациям института возрастной физиологии детям можно заниматься: –Баскетболом и волейболом – с лет, –Боксом – с лет, –Водным поло – с лет, –Футболом, хоккеем – с лет.



Слайд 2

Возрастные изменения

Возрастные изменения нервной системы определяют важнейшие проявления старения целостного организма человека (сдвиги в психических и поведенческих реакциях), снижение умственной и мышечной работоспособности, репродуктивной способности, адаптации к среде и др.

Слайд 3

При старении наблюдается снижение веса мозга, истончение извилин, расширение и углубление борозд, расширение желудочково-цистернальной системы. Происходит уменьшение количества нейронов и замещение их глиальными элементами; в отдельных участках коры головного мозга потеря нейронов может достигать 25-45% (по отношению к их числу у новорожденных). В спинномозговых узлах людей 70-79-летнего возраста количество нервных клеток на 30,4% меньше, чем у 40-49-летних.

Слайд 4

Рассеянность

В процессе старения изменяется интегративная деятельность нервной системы: медленнее образуются условные рефлексы, снижается подвижность и сила основных нервных процессов, ухудшаются процессы сосредоточения и концентрации внимания, память.

Слайд 5

Лабильность

Существенные возрастные сдвиги возникают в вегетативных ганглиях. В частности, изменения восприятия, переработки и передачи информации в нервных клетках связаны со снижением их лабильности.

Слайд 6

Ритмы

Для пожилых людей характерно замедление альфа-ритма, но усиление медленных колебаний (тета- и дельта-волны), снижение возможности усвоения навязанных ритмов.

Слайд 7

Нарушения ходьбы

Постепенно длина шагов сокращается, походка становится замедленной, человек начинает сутулиться. Все Движения становятся менее плавными. Человеку сложно снимать брюки, стоя попеременно на одной и другой ноге. Изменяется почерк, все движения рук и кистей теряют ловкость. Несомненно, этот комплекс двигательных нарушений связан с утратой нейронов в спинном мозге, мозжечке и головном мозге, а также с потерей мышечной массы.

Слайд 8

Падения

Падения представляют собой существенную угрозу для жизни у пожилых лиц без явной неврологической симптоматики. В среднем 30 % таких лиц, живущих в своем доме, падают один или несколько раз в год. Падения обусловлены многими причинами, некоторые из которых упомянуты только что, при изложении нарушений походки. Важным провоцирующим фактором является возрастное снижение зрения и вестибулярной функции.

Слайд 9

Состояние анализаторов

Наряду с психологическими изменениями с возрастом меняется и функционирования органов чувств У пожилых людей с годами уменьшается аккомодационная способность, часто развивается старческая дальнозоркость, поле зрения сужается, острота слуха снижается, что может привести к развитию легкой формы тугоухости. Восновном эти изменения не достигают резких проявлений.

Слайд 10

Болезни

Отдельно стоит упомянуть о такой патологии головного мозга как болезнь Паркинсона. В ее основе лежит нарушение подкорковых структур, которое заключается в недостатке некоторых химических веществ, что и приводит к нарушению связей между ними. Основным проявлением данной болезни, является часто повторяющиеся движения тела (или отдельного участка), которые происходят без воли больного. Все начинает с небольших подергиваний определенных групп мышц, что очень осложняет совершение некоторых действий. Например, нарушается письмо, начинают выпадать предметы из рук, человек испытывает затруднения при одевании.

Слайд 11

Старческая деменция – одна из самых страшных патологий человеческого мозга. Одной из причин деменции служит так называемая болезнь Альцгеймера. После прохождения человеком отметки 60 лет риск появления этой болезни возрастает с каждым последующим годом его жизни. В первую очередь, старческая деменция вызвана снижением количества нейротрансмиттеров. Снижение уровня их содержания в организме нарушает деятельность многих отделов головного мозга, в том числе и отвечающих за память, обучение и иные когнитивные функции. Таким образом проявляются внешние симптомы болезни Альцгеймера.

Посмотреть все слайды

Физиология (гр. рfysis - природа и логия - учение)
изучает жизнедеятельность целостного организма
и частей (органов, клеток) тела, их взаимодействие,
особенности функционирования в различных ситуациях
(покое, профессиональной деятельности). Физиология
тесно переплетается с такими науками,
как анатомия, цитология, эмбриология, биохимия,
биомеханика,
медицина, психология….
Возрастная физиология сформировалась как
отдельная наука, раздел физиологии человека и
животных, изучающий закономерности становления и
развития физиологических функций, особенности роста и
развития детей и подростков. Она изучает процессы
онтогенетического развития организма с внутриутробного
периода до юношеского возраста.

Закономерности роста и развития организма

Онтогенез (от греч. опtоs – сущее, особь; gеnеsis – происхождение,
развитие) – процесс индивидуального развития организма с момента
зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до смерти.
Выделяют преднатальный (антенатальный), перинатальный и
постнатальный периоды онтогенеза.
В процессе онтогенеза происходит рост и развитие организма.
Развитие -процесс количественных и качественных изменений,
происходящих в организме человека, приводящих к повышению
уровней сложности организации и взаимодействия всех его
систем. Развитие включает в себя три основных фактора:
рост,
дифференцировку органов и тканей,
формообразование (приобретение организмом характерных,
присущих ему форм).
Рост - количественный процесс, характеризующийся непрерывным
увеличением массы организма и сопровождающийся изменением
числа его клеток или их размеров.
Характерной особенностью процесса роста детского организма являются
его неравномерность и волнообразность.

Основной биогенетический закон – онтогенез есть краткое повторение филогенеза (истории развития вида). К основным закономерностям онтоге

Основной биогенетический закон –
онтогенез есть краткое повторение
филогенеза (истории развития вида).
К основным закономерностям
онтогенетического развития относятся
неравномерность и непрерывность роста и
развития, гетерохрония и явления
опережающего созревания жизненно
важных функциональных систем.
П. К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное созревание функциональных
систем) и, вытекающее из него, – учение о системогенезе. Согласно его представлениям,
под функциональной системой следует понимать широкое функциональное объединение
различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного
эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система акта
сосания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и
др.).
Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются,
обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития.

Также к основным закономерностям роста и развития относятся:

- «энергетическое правило скелетных мышц» как ведущий фактор
системогенеза (по И.А. Аршавскому).
Согласно данным Аршавского, рост и развитие скелетной мускулатуры
является ведущим фактором в объединении разных систем организма в
единое целое.
- надежность биологической системы (по А.А. Маркосяну).
Под надежностью биологической системы принято считать такой уровень
регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное
протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и
взаимозаменяемости, гарантирующей приспособление к новым условиям
существования и быстрым возвратом к исходному состоянию.

Критические и сенситивные периоды развития

Переход от одного возрастного периода к другому является
переломным этапом развития, когда организм переходит от одного
качественного состояния в другое. Скачкообразные моменты развития
целого организма, отдельных его органов и тканей
называются критическими. Они жестко контролируются генетически.
С ними частично совпадают так называемые сенситивные периоды
(периоды особой чувствительности), которые возникают на их базе и
менее всего контролируются генетически, т. е. являются особенно
восприимчивыми к влияниям внешней среды, в том числе
педагогическим и тренерским.
Критические периоды переключают организм на новый уровень
онтогенеза, создают морфофункциональную основу существования
организма в новых условиях жизнедеятельности (например,
активация определенных генов обеспечивает возникновение
переходного периода у подростков). В критические периоды развития
чувствительность зародыша к недостаточному снабжению его
кислородом и питательными веществами, к охлаждению,
ионизирующей радиации повышена.

Сенситивные периоды приспосабливают функционирование организма
к новым условиям (оптимизируются перестроечные процессы в
различных органах и системах организма, налаживается согласование
деятельности различных функциональных систем, обеспечивается
адаптация к физическим и умственным нагрузкам на этом новом уровне
существования организма и т. п.). С этим связана высокая
чувствительность организма к внешним влияниям в сенситивные
периоды развития.
Благоприятные воздействия на организм в сенситивные периоды
оптимальным образом содействуют развертыванию наследственных
возможностей организма, превращению врожденных задатков в
определенные способности, а неблагоприятные задерживают их
развитие, вызывают перенапряжение функциональных систем, в
первую очередь, нервной системы, нарушение психического и
физического развития.
Тренировочные воздействия в сенситивные периоды наиболее
эффективны. При этом возникает наиболее выраженное развитие
физических качеств - силы, быстроты, выносливости и др., наилучшим
образом происходят реакции адаптации к физическим нагрузкам, в
наибольшей степени развиваются функциональные резервы организма.

Важной особенностью возрастного развития в настоящее время является акселерация.
Различают акселерацию эпохальную и индивидуальную.
Под эпохальной акселерацией понимают ускорение роста, физического развития,
полового созревания и психического развития организма человека. Употребляют также
термин секулярный тренд (вековая тенденция). Такое явление наблюдается в разных
странах, в различных городах и сельской местности.
Так, за последние 30-40 лет у новорожденных детей длина тела увеличилась на 1,5-1 см
и масса тела - на 100-150г. В возрасте 1 года дети стали, в среднем, длиннее на 5 см и
тяжелее на 1.5-2 кг, чем 50-75 лет назад.
Ускорилось половое созревание, раньше формируются вторичные половые признаки,
на 1.5-2 года раньше появляются первые менструации у девочек, отмечаются случаи
раннего деторождения (с 8-9 лет).
В настоящее время максимального роста девушки и юноши достигают в 16-19 лет, а 50
лет назад они достигали его к 20-26 годам.
Считают, что это явление может быть обусловлено усиленным ультрафиолетовым
облучением (гелиогенная теория), влиянием на эндокринные железы магнитных волн,
возросшей космической радиацией, увеличением потребления белков (алиментарная
теория), повышенным поступлением в организм витаминов и минеральных солей
(нутригенная теория), ростом количества получаемой информации, особенно в
условиях городской жизни. Предполагают, что природные факторы могут вызывать
периодические изменения в генетике человека, обуславливая эпохальные вспышки
акселерации.

Индивидуальная или внутригрупповая акселерация, т. е. явления
ускорения развития отдельных детей и подростков в определенных
возрастных группах. Считается, что акселерация не является этапом
прогрессирующего увеличения размеров тела человека, а
представляет лишь фазу в его развитии.
Ретардация - явление, противоположное акселерации, - замедление
физического развития и формирования функциональных систем
организма детей и подростков. На современном этапе изучения
выделяют две основные причины ретардации. Первая - различные
наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном
онтогенезе органические нарушения; вторая - различные факторы
социального характера.
Наследственные ретарданты, как правило, к моменту окончания
процессов роста не уступают в этом показателе своим сверстникам,
просто достигают этих величин они на 1-2 года позже. Причиной
отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они
приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы
роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за
более короткий срок.

Периоды внеутробного развития организма человека

I новорожденный – 1-10 дней;
II грудной возраст – 10 дней-1 год;
III раннее детство – 1-3 года;
IV первое детство – 4-7 лет;
V второе детство – 8-12 лет – мальчики, 8-11 лет – девочки;
VI подростковый возраст – 13-16 лет – мальчики, 12-15 лет – девочки;
VII юношеский возраст – 17-21 год – юноши, 16-20 лет – девушки.
VIII Зрелый возраст 1-й период 22-35 (мужчины); 21-35 (женщины);
2-й период 36-60 (мужчины); 36-55 (женщины)
IX. Пожилой возраст 61-74 года (мужчины); 56-74 года (женщины);
X. Старческий возраст 75-90 лет (мужчины и женщины);
XI. Долгожители - 90 лет и старше.

Транспорт оплодотворенной яйцеклетки по маточной трубе вплоть
до имплантации (схема).
1 - яйцеклетка в ампуле маточной трубы; 2 - оплодотворение; 3-7 -
различные стадии образования бластомеров; 8 - морула; 9, 10 -
бластоциста; 11 - имплантация.

Имплантация. а- - бластоциста перед имплантацией; б - начальный контакт бластоцисты с децидуальной оболочкой матки, в - погружение бласто

Имплантация. а- бластоциста
перед
имплантацией; б
- начальный
контакт
бластоцисты с
децидуальной
оболочкой
матки, в -
погружение
бластоцисты в
децидуальную
оболочку, г -
завершение
имплантации.

Положение
эмбриона и
зародышевых
оболочек в разные
периоды
внутриутробного
развития человека.
А - 2 - 3 недели; Б - 4
недели:
1. полость амниона
2. тело эмбриона
(эмбриобласт)
3. желточный мешок
4. трофобласт.
В - 6 недель; Г плод 4 - 5 месяцев:
1. тело плода
2. амнион
3. желточный мешок
4. хорион
5. пупочный канатик.

Внутриутробное развитие

Особенности скелета

Особенности скелета
Первичную основу скелета составляет хрящевая ткань, которая постепенно
замещается костной, причём костеобразование происходит как внутри
хрящевой ткани, так и на поверхности.
К моменту рождения ребёнка диафизы трубчатых костей уже представлены
костной тканью, в то время как подавляющее большинство эпифизов, все
губчатые кости кисти и часть губчатых костей стопы состоят ещё только из
хрящевой ткани.
Костные фрагменты имеют своеобразное волокнистое строение, богаты
сосудами и костномозговыми элементами. Кости только к 2 годам приближаются
по строению к кости взрослого.

Особенности черепа новорожденных

Окостенение скелета

Окостенение
скелета
В течение первых
месяцев у ребенка нет
совсем запястных
костей
Прорезывание зубов.
Хорошим показателем
правильности развития
служит темп
прорезывания
молочных зубов.
Изредка имеет место
довольно раннее
прорезывание зубов, с
3-4 мес, и обычно это
является
конституциональной
особенностью детей.
Для большинства же
здоровых детей
прорезывание зубов
начинается с 6-7 мес.
Первыми
прорезываются нижние
средние резцы, в
возрасте 8-9 месяцев
прорезываются верхние
средние резцы, а через
некоторое время и
лятеральные верхние и
нижние резцы.
Годовалый ребенок
имеет 8 зубов
.

В 4–6 месяцев ребенок начинает садиться, сначала с помощью взрослых, потом и сам. По мере освоения этой позы формируется кифоз в грудном отд

В 4–6 месяцев ребенок начинает садиться,
сначала с помощью взрослых, потом и сам. По
мере освоения этой позы формируется кифоз в
грудном отделе. Позднее, в 8–12 месяцев, когда
ребенок начинает вставать и учится ходить, под
действием мышц, обеспечивающих сохранение
вертикального положения туловища и
конечностей, образуется главный изгиб –
поясничный лордоз

Развитие мышечной системы

Мышечная система у грудничков развита слабо. Вес мышц по
отношению к весу всего тела меньше:
у новорождённого - 23,3%.
Мышцы у детей по внешнему виду бледнее и нежнее, богаче
водой, но беднее белковыми веществами и жиром, а также
экстрактивными и неорганическими веществами.
Мышцы новорожденного физиологически гипертоничны, особенно в области
сгибателей, в дальнейшем тургор несколько слабеет, но с развитием ребенка и
совершенствованием движений усиливается.
Развитие мышцу детей идёт неравномерно. В первую очередь у
них развиваются более крупные мышцы, например, мышцы
плеча и предплечья, а более мелкие мышцы развиваются
позднее.
Суставы новорожденного уже имеют все анатомические
элементы сустава. Однако эпифизы сочленяющихся костей
состоят из хрящей, окостенение которых начинается после
рождения ребенка на 1-2-ой годы жизни и продолжается до
юношеского возраста.

Развитие ребенка можно считать нормальным только в том случае, если у него правильно
развивается двигательная сфера. В первую очередь развиваются системы мышц,
предназначенные для наиболее важных в данный момент функций. Функц. развитие идет
сверху вниз. У новорожденного головка еще беспомощно свисает и болтается во все
стороны. Прежде всего ребенок научается держать и поднимать головку, затем он не только
держит ее, но и поворачивает в разные стороны под влиянием зрительных и слуховых
впечатлений. Обычно это имеет место уже на 2-м месяце.
Первое время ребенок является совершенно беспомощным; к концу первого месяца
наблюдается уже некоторое улучшение; к 2 мес. ребенок держится уже гораздо увереннее.
К 3-4 мес. ребенок уже научается сидеть с поддержкой, следовательно овладевает
функцией спинных и грудных мышц. В это же время ребенок делает первые хватательные
попытки, учится владеть своими верхними конечностями. Он умеет протягивать ручку, брать
предметы и бросать их. Первое время у него еще нет строгой диференциации отдельных
мышечных групп, движения носят массовый характер, беспорядочны, хватание
производится обычно всей рукой.
С 4-го мес. ребенок уже может переворачиваться на живот, опираться на ручки и даже
подниматься на ножки и держаться на них, если, держа его за руки, помогают ему вставать
и упираться ножками. К 5 мес. эти движения уже более уверенны.
В 6 месяцев ребенок легко стоит с поддержкой и сидит совершенно свободно без
поддержки. К 7 мес.ребенок научается ползать по кровати, сам становится на ножки.,
держась за край кроватки. В конце года жизни ребенок делает уже попытки самостоятельно
ходить, а некоторые дети ходят уже довольно прилично. Время начала хождения ребенка
индивидуально различно. Дети хорошо развитые, с которыми много занимаются и
помогают, начинают обычно ходить уже с 10-11 мес; наоборот, дети, которым уделяют
мало внимания, научаются ходить только на 2-м году.
За 3-ю и 4-ю четверти года прогрессирует значительно дифференциация отдельных
мышечных групп. Хватание делается более уверенным, начинается преимущественное
пользование.правой рукой с обособлением указательного пальца. В конце года ребенок уже
хорошо хватает и крепко держит, тонкие предметы берет двумя пальцами, но тянется еще
схватить пламя и капающую воду, начинает производить сложные двигательные комплексы,
выполнять простые действия, хлопать в ладоши и т. п.

Развитие головного мозга

Ребенок рождается с мозгом
весом около 390 г. Мозговая
субстанция быстро нарастает,
достигая к 6 мес. веса в 600-
700 г, к концу года вес мозга-
около 900 г. То есть за первый
год жизни головной мозг
увеличивается в 21/2 раза.
Ребенок рождается со
сформированным
сегментарным аппаратом и
свойственными ему
автоматическими
рефлекторными реакциями,
кора недоразвита и лишь в
поздних стадиях
сформировывается и
приобретает господствующую
роль над всеми
функциональными
проявлениями.

Образование первых условных рефлексов протекает
относительно медленно, а сами они еще
неустойчивы, что обусловлено, видимо, широкой
иррадиацией в коре процессов возбуждения и
торможения.
Если в первые дни после рождения проявляются
первые безусловные ориентировочные рефлексы, то
начиная с 3 – 4-х месяцев происходит образование
условных ориентировочных (исследовательских)
рефлексов, играющих в дальнейшем важную роль в
поведении ребенка.

Головной мозг новорожденного отличается относительно большой величиной,
крупные борозды и извилины хорошо выражены, но имеют малую высоту и
глубину. Мелких борозд мало, и они появляются после рождения. Развитие
борозд и извилин в основном происходит до 5 лет. Размеры лобной доли
относительно меньше, чем у взрослого человека, зато больше затылочная доля.
Мозжечок развит слабо. Серое вещество слабо отдифференцировано от
белого. Миелиновая оболочка волокон развита слабо.
Спинной мозг к рождению более развит, чем головной.
В течение первых двух лет жизни головной мозг интенсивно растет (к 2 годам
достигает 70 проц.). В основном увеличение массы мозга происходит не за счет
образования новых клеток, а в результате роста и разветвления дендритов и
аксонов. За первые два года жизни площадь коры больших полушарий
увеличивается в 2,5 раза, в основном путем углубления извилин. Увеличивается
и толщина коры больших полушарий.
С первого дня жизни у ребенка могут быть обнаружены ориентировочные и
защитные рефлексы на болевые, звуковые, световые и др. раздражения.
Однако эти реакции плохо скоординированы, нередко беспорядочны, медленно
протекают и легко распространяются на большое количество мышц.
Считается, что в первые дни жизни реакции организма осуществляются без
участия коры больших полушарий и подкорковых ядер.
У новорожденных процессы, протекающие в нервных клетках, замедлены.
Медленнее возникает возбуждение, медленнее оно распространяется по
нервным волокнам. Длительное или сильное раздражение нервной клетки легко
приводит ее к состоянию торможения.

В период новорожденности отмечается еще полное отсутствие высших психических
функций и наличие лишь низших органов чувств и элементарных движений: сосание,
причмокивание, зевание, глотание, кашель, плач, импульсивные, рефлекторные и
инстинктивные движения. Осязательная сфера, вкус и обоняние развиты достаточно,
зрение несовершенно в силу отсутствия координации, слух первые дни несовершенен
К концу месяца ребенок уже в состоянии поворачивать головку к интересующим его
предметам; крик принимает более выразительный характер; начинает появляться улыбка.
В течение 2-го мес. на лице ребенка уже можно уловить проявление удовольствия,
неудовольствия, испуга, удивления, в конце 2-го месяца ребенок пытается смеяться, при
плаче появляются слезы. За этот период возникают определенные доминантные реакции,
выражающиеся в быстром и полном торможении бывших до воздействия двигательных
реакций.
На 3-м месяце происходит дальнейшее совершенствование, интенсивно развиваются
мускульные ощущения, и ребенок все хватает и тянет в рот. Приятные мелодичные звуки
возбуждают интерес и удовольствие ребенка.
С 4 до 6 мес. проявляется интерес к окружающему, узнавание знакомых лиц, предметов.
Усиливается произвольное внимание, совершенствуется память. Наступает период
экспериментирования. Ребенок уже способен понимать некоторые акты, совершать
простые обдуманные движения, в особенности в виде подражания другим. Гуление
усиливается, давая сочетание гласных и согласных. Эмоциональная жизнь проявляется в
виде страха, гнева, проявления любви.
С 6 до 9 месяцев ребенок знакомится с величиной, формой и расстоянием, мускульноосязательным путем -изучает части своего тела. Зрительная и слуховая сферы
совершенствуются, начинается различение цветов. Память и внимание
совершенствуются, подражание и копирование звуков и жестов усиливается. Ребенок
любит быть в обществе, реагирует на похвалу, проявляет чувство зависти, ревности. Он
способен понимать речь; поддерживает разговор взглядом, мимикой, движением,
начинает лепетать первые слоги.
За время 4-й четверти понимание слов увеличивается, ребенок произносит много слогов
и отдельные простейшие двусложные слова. Он способен производить сложные
двигательные комплексы.

Особенности зрения у новорожденных

На 3-й недели внутриутробного развития происходит закладка глаза. При
рождении ребенка визуально можно видеть, что глаза ребенка относительно
больше массы тела.
зрение новорожденного подчиняется формуле 20/100 - это означает, что кроха
может видеть предмет, если тот находится на расстоянии 20–30 см от его лица и
на уровне глаз - не больше. Малыш видит предметы несколько размытыми.
Первые две недели малыш видит очень плохо, его глазки способны различать
только цвета только на уровне "ярче–темнее" - это происходит потому, что мышцы
глазок крохи еще очень слабые, кроме того, не сформированы до конца и
нейронные связи между зрительным нервом и затылочной частью коры головного
мозга.
Движения глаз при появлении на свет еще не скоординированы. С каждым днем
кроха учится фокусировать зрение на интересных ему объектах. У новорожденных
малышей глазки могут немного косить: сходиться "в кучку" или разбегаться в
разные стороны - впоследствии это должно пройти.
И только ко 2 неделе можно наблюдать у ребенка так называемое «зрительное
сосредоточение». Слежение взором за предметом или движущимся объектом
функционирует ко 2 месяцу, а в 3 месяца уже развито бинокулярное зрение, то
есть ребенок фиксирует взглядом предмет и прослеживает его движение двумя
глазами. Реакция зрачка на свет проявляется у плода уже в 6 месяцев.
Некоторые исследователи считают, что в период первых недель малыш видит
«плоскую» картинку, отсутствует эффект перспективы, и она перевернута.
всем новорожденным присуща дальнозоркость, вот почему они лучше видят
удаленные предметы. Небольшая ширина поля зрения позволяет младенцу
видеть только предметы "перед собой", если же переместить их вбок от лица
крохи - он перестанет их видеть.
Способность поднимать и опускать глаза, чтобы видеть предмет в вертикальной
плоскости придет к нему чуть позже - ближе к четвертому месяцу жизни.

Естественная детская дальнозоркость

Особенности слуха

Звуковые восприятия прослеживаются во
внутриутробном развитии. Этот факт
подтверждается, когда сильный звуковой
раздражитель, который воспринимает мать,
соответствует шевелению плода и учащению у
него сердцебиения. При рождении - реакция
на звук - вздрагивание, мимические
подергивания мышц лица, открывание рта,
выпячивание губ и изменения ЭКГ и ЭЭГ.
Острота слуха у новорожденного снижена и
улучшается к концу 2-го года жизни.
У грудных детей слуховая труба отличается от
слуховой трубы взрослых рядом признаков.
Слуховая труба прямая, без кривизны и
изгибов, широкая, направлена горизонтально,
цилиндрической формы, короткая (у
новорожденных длиной 2 см, у взрослых -
3,5 см).
Рост в длину сопровождается сужением ее
просвета с 0,25 см в возрасте 6 мес до 0,1 см
у детей старшего возраста.
Перешеек трубы отсутствует, а глоточное
устье окаймлено хрящевым кольцом, зияет и
имеет вид овальной или грушевидной щели
глубиной 3-4 мм. У старших детей и
взрослых она раскрывается только при
глотании.

Особенности кровообращения плода

Движение крови через плаценту является частью большого круга
кровообращения плода. Из плаценты кровь ребенка попадает в нижнюю полую
вену, оттуда в правое предсердие. Отсюда кровь попадает частично в правый
желудочек, а частично через имеющееся у плода овальное отверстие между
предсердиями в левый желудочек. Из правого желудочка кровь поступает в
легочную артерию. Затем часть крови идет в легкие, но большая часть через
артериальный проток изливается в аорту и затем опять идет по большому кругу.
Таким образом, оба желудочка выполняют одинаковую работу, нагнетая кровь в
аорту. Левый непосредственно, а правый через артериальный проток. Поэтому
толщина их мышечного слоя приблизительно одинакова.
После рождения и перерезки пуповины нарушается связь с матерью.
Вследствие наступившего кислородного голодания наступает возбуждение
дыхательного центра и происходят первые дыхательные движения.
Растяжение легких приводит к расширению легочных капилляров. Кроме этого,
сильно сокращаются кольцевые вышечные волокна в стенке артериального
протока, смыкая его. В результате кровь из правого желудочка целиком или почти
целиком направляется в легкие. Оттуда по легочным венам кровь поступает в
левое предсердие, и, заполняя его, давит на клапан овального отверстия,
препятствуя попаданию крови из правого предсердия в левое.
Уже к концу внутриутробного периода артериальный проток начинает
суживаться из-за разрастания внутреннего слоя его стенки. После рождения
процесс суживания идет еще быстрее, а через 6-8 недель он полностью зарастает.
Постепенно зарастает и овальное отверстие путем прирастания к нему клапана.
Окончательное закрытие овального отверстия происходит к 9-10 месяцу жизни, но
иногда и значительно позднее. Нередко небольшое отверстие остается на всю
жизнь, что не очень нарушает его работу. Пупочные артерии и вена также быстро
зарастают.

Особенности сердца грудного ребенка

У детей происходит непрерывный рост и функциональное
совершенствование сердечно-сосудистой системы.
Сердце новорожденного имеет уплощенную овальную или шарообразную
форму из-за недостаточного развития желудочков и сравнительно больших
размеров предсердий. В связи с высоким стоянием диафрагмы сердце
новорожденного расположено горизонтально. Правый и левый желудочки
одинаковы по толщине, их стенки равны 5 мм. Сравнительно большие
размеры имеют предсердие и магистральные сосуды.
У детей раннего возраста мышца сердца недифференцированна и
состоит из тонких, плохо разделенных миофибрилл, которые содержат
большое количество овальных ядер. Поперечная исчерченность
отсутствует. Неравномерно растут и отделы сердца. Левый желудочек
значительно увеличивает свой объем, уже к 4 месяцам он по весу вдвое
превышает правый. Косое положение сердце принимает к первому году
жизни.
К концу первого года вес сердца удваивается. У детей сердце расположено
выше, чем у взрослых. Масса сердца у мальчиков в первые годы жизни
больше, чем у девочек.
Только к 10–14 годам сердце приобретает такую же форму, что и у взрослого
человека.

ЧСС у детей грудного возраста
-
у новорожденных 135 - 140 ударов\мин;
- в 6 месяцев 130 - 135 ударов\мин;
- В 1 год 120 – 125 ударов\мин.
показатели кровообращения
возраст
Минутный
объем,мл
Систо-личес-кий
объем,мл
Новорожденный
(масса тела 3000г)
560
4,6
1 месяц
717
5,3
6 месяцев
1120
9,3
1 год
1370
11,0
Артериальное
давление, мм
рт. cт.
80-90/50-60

Особенности дыхательной системы ребенка

Нос, как и вся лицевая часть черепа, у ребенка раннего возраста имеет
относительно малые размеры. Носовые ходы узкие. Нижний носовой ход
у детей 1-го года жизни почти отсутствует, так как нижняя раковина
выступает в виде небольшого валика. Хоаны относительно узки, что
предрасполагает к ринитам.
Слизистая оболочка носа у детей раннего возраста имеет нежную
структуру. Она богато снабжена мелкими кровеносными сосудами, в
связи с чем даже небольшая гиперемия ведет к ее набуханию и еще
большему сужению носовых ходов, что затрудняет дыхание через нос.
Слезно-носовой проток в раннем возрасте широкий, что способствует
проникновению инфекции из носа и возникновению конъюнктивитов.
У новорожденных лимфатическое кольцо развито недостаточно. У детей
1-го года жизни миндалины расположены глубоко между дужками и не
выступают в полость зева.
Гортань у новорожденных и детей раннего возраста, по сравнению со
взрослыми, относительно короткая и широкая, воронкообразной формы,
с нежными, податливыми хрящами и тонкими мышцами. Расположена
она высоко. Гортань растет особенно интенсивно на 1-м году жизни и в
период полового созревания.
Трахея у новорожденного располагается несколько выше, чем у
взрослого Бронхи являются продолжением воздухопроводящих путей.
На первом году жизни число мышечных бронхов невелико.

Развитие легких

У новорожденных объем легких равен 65–67 мл.
Легкие растут непрерывно, в основном за счет
увеличения альвеолярного объема. Масса легкого
больше всего возрастает в первые 3 месяца жизни и в
13–16 лет. Почти параллельно росту массы идет
повышение и общего объема легких. Гистологическая
структура легочной ткани у детей раннего возраста
характеризуется значительным количеством рыхлой
соединительной ткани и бедностью эластичных
волокон.
Основные структурные единицы легкого – ацинусы,
состоящие из респираторных бронхиол первого,
второго и третьего порядка, у детей раннего возраста
имеют широкие просветы (саккулюсы) и содержат
мало альвеол.
Число альвеол у новорожденного наполовину меньше,
чем у 12-летнего ребенка, и составляет 1/3 количества
их у взрослого человека.

Особенности желудка у детей

Особенности желудка у детей
В грудном возрасте желудок расположен горизонтально. По мере роста и
развития в период, когда ребенок начинает ходить, желудок постепенно
принимает вертикальное положение, и к 7- 10 годам он располагается так же,
как у взрослых. Емкость же лудка постепенно увеличивается: при рождении она
составляет 7 мл, в 10 дней - 80 мл, в год - 250 мл, в 3 года - 400-500 мл, в
10 лет - 1500 мл.
Особенностью желудка у детей является слабое развитие его дна и
кардиального сфинктера на фоне хорошего развития пилорического отдела. Это
способствует частому срыгиванию у ре бенка, особенно при попадании воздуха
в желудок во время сосания.
Слизистая оболочка желудка относительно толстая, на фо не этого
отмечается слабое развитие желудочных желез. Дей ствующие железы
слизистой оболочки желудка по мере роста ребенка формируются и
увеличиваются в 25 раз, как во взрос лом состоянии. В связи с этими
особенностями секреторный аппарат у детей первого года жизни развит
недостаточно. Состав желудочного сока у детей схож со взрослыми, но
кислотная и ферментативная активность его значительно ниже. Барьер ная
активность желудочного сока низкая.
Основным действующим ферментом желудочного сока является сычужный
фермент химозин (лабфермент), который обеспечивает первую фазу
пищеварения - створаживание молока.
Всасывание в желудке незначительное и касается таких ве ществ, как соли,
вода, глюкоза, и лишь частично всасываются продукты расщепления белка.
Сроки эвакуации пищи из желуд ка зависят от вида вскармливания. Женское
молоко задерживается в желудке на 2-3 ч.
ПЕЧЕНЬ: особенности у детей
Печень новорожденного - самый большой орган, занимающий 1/3 объема

Особенности желез внутренней секреции

Щитовидная железа является одним из первых органов,
которые удается различить у человеческого эмбриона. Зачаток
ее появляется на 3-й неделе эмбрионального развития в виде
утолщения энтодермы, выстилающей дно глотки.
У зародыша длиной 23 мм щитовидная железа теряет свою
связь с глоткой.
У новорожденного масса щитовидной железы колеблется от 1
до 5 г. Она несколько уменьшается к 6 месяцам, а затем
начинается период быстрого ее увеличения, продолжающийся
до 5 лет.
Суммарная масса паращитовидных желез у новорожденного
колеблется от 6 до 9 мг. В течение первого года жизни их общая
масса увеличивается в 3-4 раза.
У новорожденного масса гипофиза 0,1-0,2 г, в 10 лет он
достигает массы 0,3 г, а у взрослых – 0,6-0,9 г. Во время
беременности у женщин масса гипофиза может достигать 1,65

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Артерии и микроциркуляторное русло После рождения ребенка о мере увеличения возраста окружность, диаметр, толщина стенок артерий и их длина увеличиваются. Изменяются также уровень отхождения артериальных ветвей от магистральных артерий и даже тип их ветвления. Диаметр левой венечной артерии больше диаметра правой венечной артерии у людей всех возрастных групп. Наболее существенные различия в диаметре этих артерий отмечаются у новорожденных и детей 10-14 лет.

Cлайд 4

Длина артерий возрастает пропорционально росту тела и конечностей. Артерии, кровоснабжающие мозг, наиболее интенсивно развиваются до 3-4-летнего возраста, по темпам превосходя другие сосуды. Наиболее быстро растет в длину передняя мозговая артерия. С возрастом удлиняются также артерии, кровоснабжающие внутренние органы, и артерии верхних и нижних конечностей. Так, у новорожденных детей грудного возраста нижняя брыжеечная артерия имеет длину 5-6 см, а у взрослых - 16-17 см.

Cлайд 5

Формирование, рост, тканевая дифференцировка сосудов внутриорганного кровеносного русла (мелких артерий и вен) в различных органах человека протекают в онтогенезе неравномерно. Стенки артериального отдела внутриорганных сосудов, в отличие от венозного, к моменту рождения имеют три оболочки: наружную, среднюю и внутреннюю. После рождения увеличиваются длина внутриорганных сосудов, их диаметр, количество межсосудистых анастомозов, число сосудов на единицу объема органа. Наиболее интенсивно протекает этот процесс на первом году жизни в период от 8 до 12 лет.

Cлайд 6

Вены большого круга кровообращения С возрастом увеличиваются диаметр вен, площадь их поперечного сечения и длина. Так, например, верхняя полая вена в связи с высоким положением сердца у детей короткая. На первом году жизни ребенка, у детей 8-12 лет и у подростков длина и площадь поперечного сечения верхней полой вены возрастают. У людей зрелого возраста эти показатели почти не изменяются, а у пожилых и стариков в связи со старческими изменениями структуры стенок этой вены наблюдается увеличение ее диаметра.

Cлайд 7

После рождения меняется топография поверхностных вен тела и конечностей. Так, у новорожденных имеются густые подкожные венозные сплетения, на их фоне крупные вены не контурируются. К 1-2 годам жизни из этих сплетений отчетливо выделяются бо лее крупные большая и малая подкожные вены ноги, а на верх ней конечности - латеральная и медиальная подкожные вены руки. Быстро увеличивается диаметр поверхностных вен ноги от периода новорожденности до 2 лет: диаметр большой подкожной вены - почти в 2 раза, диаметр малой подкожной вены - в 2,5 раза.

Cлайд 8

Движение крови по сосудам Кровь непрерывно движется по замкнутой сосудистой системе в определенном направлении благодаря ритмичным сокращениям сердца, этого живого мышечного насоса, перекачивающего кровь из вен в артерии. У здорового человека количество притекающей к сердцу крови равно количеству оттекающей. Скорость тока крови по артериям, капиллярам, венам различная и зависит от ширины просвета этих сосудов. По капиллярам большого круга кровообращения кровь течет медленно со скоростью 0,5 мм 1 с. Медленное движение крови по капиллярам способствует обменным процессам между кровью и прилежащими к капилляра тканями. Эти обменные процессы совершаются на огромной площади - 6300 м2. Такова общая поверхность стенок капилляров в теле человека.

Cлайд 9

Давление крови в сосудах Кровяным давлением называют давление, которое оказывает кровь на стенки кровеносных сосудов. Зависит кровяное давление от силы, с которой кровь выбрасывался в аорту при систоле желудочков, и от сопротивления мелких сосудов (артериол, капилляров) току крови. Важнейшее условие тока крови по сосудам - различное давление в венах и артериях (давление крови в аорте 120, а в венах – 3-8 мм рт. ст.). Кровь из области большего давления движется в область меньшего давления.

Cлайд 10

Из-за ритмичной работы сердца давление крови в артериях колеблется. При систоле желудочков и выбросе крови в аорту давление в артериях повышается, а при диастоле понижается. Наибольшее давление при систоле желудочков называют систолическим давлением, самое низкое давление при диастоле - диастолическим давлением. У взрослых здоровых людей максимальное (систолическое) давление равно 110-120 мм рт. ст., а минимальное (диастолическое) - 70-80 мм рт. ст.

Cлайд 11

У детей из-за большой эластичности стенок артерий давление крови ниже, чем у взрослых людей. В пожилом и старческом возрасте при уменьшении эластичности стенок сосудов давление повышается. Разность между максимальным и минимальным давлением называется пульсовым давлением. Его величина в норме составляет 40- 50 мм рт. ст.

Cлайд 12

Пульс Пульс - это ритмичные колебания стенок артерий при про хождении по ним крови. Колебания эти возникают благодаря со кращениям сердца (60-70 ударов в 1 мин). При систоле левого желудочка кровь с силой выбрасывается в аорту и растягивает ее стенки. При диастоле стенки аорты, обладающие эластичностью, упругостью, возвращаются в исходное положение. Эти растяжения и сокращения стенок аорты и вызывают их ритмичные колебания. Пульс определяется чаще всего на лучевой артерии в нижних отделах предплечья, ближе к кисти, или на тыльной артерии стопы на уровне голеностопного сустава.

Cлайд 13

Движение крови по венам По венам кровь возвращается к сердцу. Движение крови по венам обеспечивается уже не силой сердечных сокращений, а другими факторами. Давление крови, создаваемое сердцем, в начальных отделах вен низкое, всего 10-15 мм рт. ст. Поэтому движению крови по тонкостенным венам в сторону сердца способствуют: 1) сокращение близлежащих к венам скелетных мышц, которые сдавливают вены и этим проталкивают кровь к сердцу; 2) наличие у вен клапанов, кото рые препятствуют обратному току крови и пропускают ее только в сторону сердца; 3) отрицательное при дыхательных движениях давление в грудной полости, что оказывает присасывающее дей ствие и помогает движению крови по венам к сердцу.

Cлайд 14

Регуляция функций сердечно-сосудистой системы Работа сердца, тонус стенок кровеносных сосудов и поддержание постоянства кровяного давления регулируются вегетативной нервной системой, неподконтрольной нашему сознанию. В стенках аорты, сонных и других артерий, крупных вен имеются чувствительные нервные окончания - барорецепторы, воспринимающие давление крови, и хеморецепторы, улавливающие изменения состава крови. Кровеносные сосуды в здоровом организме находятся в несколько напряженном состоянии, которое называют сосудистым тонусом.

Cлайд 15

Нервные импульсы о состоянии сосудов, их тонуса поступают по сердечным нервам в сосудодвигательный центр, расположенный в продолговатом мозге. Сосудодвигательные центры имеются в сером веществе спинного мозга. Все эти центры контролируются из соответствующих отделов гипоталамуса (промежуточногомозга). При понижении давления крови в сосудах импульсы из сосудодвигательных центров усиливают сокращения сердца, повыша ют тонус сосудистых стенок, сосуды суживаются, и давление крови в них выравнивается. При повышении давления сила и частота сердечных сокращений уменьшаются, тонус сосудов также уменьшается, сосуды расширяются, и давление нормализуется. Благодаря рефлекторным механизмам осуществляется саморегуляция сосудистого тонуса и уровня давления крови в сосудах.

Cлайд 16

В регуляции сосудистого тонуса (и, соответственно, давления крови в сосудах) участвуют также гуморальные механизмы. Изменения в химическом составе крови влияют на возбудимость и проводимость нервных импульсов в сердце, на силу и частоту сердечных сокращений. При всплеске эмоций (радость, страх, гнев) в кровь выбрасываются гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), усиливающие работу сердца и суживающие сосуды. Гормон гипофиза вазопрессин также суживает сосуды. Сосудорасширяющее действие оказывают ацетилхолин, гистамин и другие биологически активные вещества. В экстремальных ситуациях, например при больших кровопотерях, тонус сосудов поддерживается выбросом крови из так называемых кровяных депо (кожа, печень и др.). В то же время при потере более 30 % крови биологические механизмы не в состоя нии обеспечить непрерывный ток крови, и организм может погибнуть.
Похожие публикации