Глаз оптическая система дефекты зрения презентация. Глаз и его оптическая система. Закрепление и систематизация знаний


Изображение в глазе: Теперь рассмотрим глаз, как оптическую систему. Она включает в себя роговицу, хрусталик, стекловидное тело. Главная роль в создании изображения принадлежит хрусталику. Он фокусирует лучи на сетчатке, благодаря чему возникает действительное уменьшенное перевернутое изображение предметов, которое мозг корректирует в прямое. Лучи фокусируются на сетчатке, на задней стенке глаза.


Дефекты глаза. Мы знаем, что существуют некоторые дефекты зрения, они могут быть врожденными или приобретенными благодаря неправильному образу жизни. Но и врожденные, и приобретенные рассматриваемые дефекты зрения можно устранить полностью или частично при условии регулярной тренировки и выполнения рекомендаций врача. Из дефектов глаза у человека наиболее распространенные дефекты глаза- это близорукость (миопия), дальнозоркость (гипер-метропия), астигматизм и косоглазие.


Близорукость(миопия). Близорукость или миопия – это заболевание глаз, при котором человек хорошо видит близкие предметы и плохо видит отдалённые предметы. Это возникает в результате чрезмерной преломляющей силы роговицы и хрусталика глаза, либо из-за вытянутости глазного яблока (из-за чего лучи идущие от дальних предметов, фокусируются не на сетчатке глаза, а перед ней). В медицине выделяют несколько степеней близорукости: Слабая близорукость, средняя и сильная близорукость, патологическая близорукость, псевдомиопия.


Лечение близорукости Это длительный процесс. Все методы лечения близорукости направлены на остановку или замедление процесса развития близорукости, а также на недопущение развития различных осложнений, которые могут быть вызваны близорукостью. При лечении близорукости используются очки, которые выполняют роль «костыля», то есть они как бы подменяют функции самого глаза. Коррекция зрения при помощи очков проводится на фоне применения глазных капель, которые расширяют зрачок. Такие капли используются для расслабления глаз и снятия спазма аккомодации. Одновременно с этими мерами могут назначаться различные упражнения для укрепления и расслабления глазных мышц, упражнения со сменой линз.


Дальнозоркость (гиперметропия) Дальнозоркость, гиперметропия- отклонение от нормальной рефракции глаза, заключающееся в том, что параллельные лучи света после преломления их в глазу, собираются в фокусе, расположенном как бы позади сетчатой оболочки глаза. Изображения на сетчатке при этом получаются неясными, расплывчатыми


Лечение дальнозоркости. Лечение дальнозоркости- это длительный процесс, но соблюдая режим освещения, зрительных и физических нагрузок, полноценно питаясь и занимаясь гимнастикой для глаз можно предотвратить или добиться улучшения зрения при имеющейся дальнозоркости Лечение дальнозоркости (гиперметропии) включает в себя подбор "плюсовых" очков, контактных линз или лазерную коррекцию.


Астигматизм Астигматизм – это патология рефракции глаза при которой нарушается сферичность роговицы, т.е. в разных меридианах разная преломляющая сила и изображение предмета при прохождении световых лучей через такую роговицу получается не в виде точки, а в виде отрезка прямой. Человек при этом видит предметы искаженными, в которых одни линии четкие, другие - размытые.


Лечение астигматизма Как и любую другую болезнь, астигматизм нужно начинать лечить на ранней стадии, для этого необхо­дима ранняя диагностика. Для коррекции астигматизма: очки, контактные лин­зы и операция. Очки помогают корректировать астигматизм в детском возрасте. При высокой степени астигматизма очки переносятся плохо: начинают болеть глаза и кружится голова. Очки и контактные линзы не лечат астигматизм, а лишь корректируют зрение. Избавиться от астигматизма можно только с помощью хирурги­ческой операции. Их существует несколько видов: 1. кератомия (для коррекции миопического или смешанного астигма­тизма); 2. термокератокоагуляция (для коррекции гиперметропического астигматизма); 3. лазерная коагуляция.




Лечение косоглазия. Существуют различные способы лечения косоглазия терапевтические и хирургические. 1. Плеоптическое лечение это усиленная зрительная нагрузка на косящий глаз. При этом используются различные методы стимуляции хуже видящего глаза терапевтическим лазером, лечебными компьютерными программами. 2. Ортоптическое лечение это лечение с использованием синоптических аппаратов и компьютерных программ, восстанавливающих бинокулярную деятельность обоих глаз. 3. Диплоптическое лечение восстановление бинокулярного и стереоскопического зрения в естественных условиях. 4. Тренировка на конвергенцтренере методика, улучшающая работу внутренних прямых глазодвигательных мышц (сведение к носу - конвергенцию).

«Пою перед тобой в восторге похвалу не камням дорогим, не злату, но стеклу»

М. В. Ломоносов



Ответы

F= 0,1м;D= 10 дптр

F=0,2м; D= 5 дптр

F=0,25 м; D= 4 дптр

F=-0,15 м; D= - 6,7дптр

Оценка-4 балла


Решение задач

1.Имеются две линзы: собирающая с фокусным расстоянием F 1 =50 см и рассеивающая с оптической силой D 2 = -8,5 дптр. Чему равна оптическая сила этой системы линз ?

2.Какова оптическая сила системы двух линз, если фокусное расстояние одной линзы F 1 =40 см, а оптическая сила другой – D 2 = 6дптр?


Решение задач

3.Какова оптическая сила системы двух линз, если фокусное расстояние одной линзы F 1 =5 см,а оптическая сила другой D 2 = -3 дптр.

4. Оптическая сила одной из линз D 1 = -25 дптр. Фокусное расстояние другой – F 2 =100 мм. Какова оптическая сила системы этих линз?


Ответы:

1. D= -6,5 дптр.

2. D= -3,5 дптр.

3. D= 17 дптр

4.D=-15 дптр.

Оценка-4 балла


Тема урока :

Глаз, как оптическая система. Дефекты зрения и способы их исправления. Оптические приборы.



Мини-проект №1 Глаз – орган зрения. Дефекты зрения и способы их устранения.



Дефекты зрения

Близорукость

Дальнозоркость




Мини-прокт№2 Принцип работы фотоаппарата.

Камера – обскура


1- объектив

2-фотопленка

3-затвор

Фотоаппарат




Мини-проект№3 Принцип работы телескопа .

рефлекторы

рефракторы


Формула тонкой линзы

1/F=1/d 0 +1/di

Увеличение телескопа

М=М1*М2=

=(-di1/d 0 1)/(-di2/d 0 2)

М=(-29,2/ 63,4)/(-102,2/9,6) =-4,9


Мини-проект №4 Принцип работы микроскопа .


Формула тонкой линзы

1/F=1/d0 +1/di

Увеличение микроскопа

М=М1*М2=

=(-di1/d 01 )/(-di2/d 02 )

М=(-19,2/20,9)/ (-54,9/ 14,8)=-3,41



Домашнее задание :

1. Определить оптическую силу линз очков имеющихся в вашем доме.

2.Определить, какая линза установлена в дверном глазке. Выяснить, каким будет изображение предмета, полученное с ее помощью.


Рефлексивный экран

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


Итоги урока

«5»- 15 баллов

«4» - 14 баллов

«3»- 13 баллов


Цели урока:

повторить строение глаза с анатомо-физиологической точки зрения; изучить устройство глаза как оптического прибора; рассчитывать оптическую силу линзы; убедиться в необходимости соблюдения гигиены зрения.

План урока.

1. Орг.момент.

2. Изучение нового материала.

Глаз как оптическая система. Ход световых лучей в глазе. Демонстрационные опыты.

3. Закрепление и систематизация знаний.

1. Самостоятельный эксперимент учащихся: 1) сборка модели нормального глаза, получение на экране-“сетчатке” одновременно действительных перевернутых изображений близкого и далекого предметов (окна и оправы линзы) ; 2) сборка моделей близорукого и дальнозоркого глаза.

2. Причины близорукости и дальнозоркости.

3. Исправление дефектов зрения с помощью очков. Фронтальные опыты по подбору собирающей линзы для очков, исправляющих дальнозоркость, и по устранению близорукости рассеивающей.

4. Практическая работа “Оптическая сила линзы, единицы оптической силы”.

5. Болезни глаз (катаракта, глаукома, бельмо). Гигиена зрения. Профилактические меры по предупреждению близорукости, дальнозоркости. Гимнастика для глаз (советы медицинской сестры школы).

4. Домашнее практическое задание.

5. Итог урока.

Ход урока.

Учитель физики : Сегодня наш урок посвящен зрительному анализатору. Тема урока: “Глаз и его оптическая система ”.

С помощью мультимедийных слайдов на экране проецируются изображение человеческого глаза и глаз разных животных. А также эпиграф к уроку:

Глядя на мир, нельзя не удивляться.

К. Прутков

Основной объем информации об окружающем мире человек получает по оптическому каналу. В начале учебного года вы уже познакомились со строением глаза. Сегодня, используя новую информацию о глазе, попробуем систематизировать наши оптические представления.

Но вначале давайте вспомним, что же такое анализатор? Как охарактеризовать глаз и его анализирующие функции?

Глаз — это воспринимающая, периферическая часть зрительного анализатора. При помощи нервных путей (зрительного нерва) он связан с мозговыми центрами, расположенными в затылочной части коры большого полушария головного мозга. Рассмотрим поподробнее каждое звено зрительного анализатора. (проецируется мультимедийный слайд).

Откройте тетради, запишите тему урока, а затем — физический диктант.

Глаз, или, как его называют, глазное яблоко, представляет собой шарообразное тело диаметром около 25 мм и массой 7,5 - 8 г. Стенки глазного яблока образованы ….. оболочками. Наружная — белочная оболочка, или ….., состоит из плотной непрозрачной соединительной ткани. Она защищает глаз от повреждений и позволяет глазному яблоку сохранять свою форму. Передняя часть -это…..она имеет выпуклую поверхность. Следующая оболочка глаза, которая изнутри плотно прилегает к склере,— …... В ней располагаются кровеносные сосуды, питающие все ткани глаза. Спереди, эта оболочка переходит в …... Она может быть разного цвета в зависимости от количества находящегося в ней пигмента. Именно эта оболочка определяет цвет глаз.

Если пигмента мало — глаза серые или голубые, если много — карие. По своей природе данная оболочка — это кольцевая мышечная диафрагма с небольшим отверстием в центре - …… Он регулирует поступление света в глаз, рефлекторно сужаясь или расширяясь. Если света мало, он расширяется, если много — сужается. Непосредственно за ним располагается прозрачное тело, имеющее форму двояковыпуклой линзы.

Это …… Как и роговица, он не имеет ни сосудов, ни нервов. Пространство позади него заполнено прозрачным полужидким веществом — …. На внутренней оболочке глаза находится — ….. От её нервных клеток отходят длинные отростки — аксоны. В одном месте они собираются в пучок, образуя …... Место, откуда они выходят, лишено рецепторов и поэтому называется …...

В зрительных рецепторах — палочках и колбочках — энергия проникающих в глаз световых лучей преобразуется в энергию нервных возбуждений и по тысячам зрительных волокон передается в центральное обрабатывающее звено — затылочную долю коры большого полушария. Именно там происходит тонкая дифференциация световых раздражителей, именно там рождается зрительное ощущение. (В процессе повторения можно использовать разборную модель глаза и таблицу “Строение глаза”. )

Учитель физики: Постараемся теперь посмотреть на глаз как на оптическую систему. (Проецируется мультимедийный слайд.)

Весь материал - в архиве.

Глаз как оптическая
система
Подготовила уч.9бкласса Михальченко Варвара

Строение глаза человека
Склера-защита от повреждений
Роговица-защита и опора. Функции
светопроведения и светопреломления
обеспечиваются прозрачностью и
фееричностью роговицы.
Радужка-определение цвета глаз
Зрачок- регулирование потока лучей
света, идущих в глаз и падающих на
сетчатку. Контроль степени освещенности
сетчатки.
Хрусталик-обеспечивает
светопроведение,светопреломление,акко
модацию,защиту.
Стекловидное тело-заполняет объем
всей полости глазного яблока.
Сетчатка-выстилает полость глазного
яблока изнутри и выполняет функции
восприятия световых и цветовых
сигналов.
Зрительный нерв-обеспечивает передачу
нервных импульсов светового
раздражения.

Вид изображения
Оптическая система глаза состоит из роговицы,передней камеры,хрусталика и
стекловидного тела. Изображение предмета,возникающее на сетчатке глаза,является
действительным,уменьшенным и перевернутым.

Острота зрения
Остротой зрения называют способность различать границы и детали
видимых объектов. Она определяется по минимальному угловому
расстоянию между двумя точками,при котором они воспринимаются
раздельно.

Дальнозоркость и близорукость
Дальнозоркость-недостаток зрения,при
котором параллельные лучи после
преломления собираются не на сетчатке,а за
ней.
Близорукость-недостаток зрения,при котором
параллельные лучи собираются не на
сетчатке,а ближе к хрусталику.

Методы лечения
В настоящее время существует три признанных способа коррекции
близорукости и дальнозоркости, а именно:
Очки
Контактные линзы
Лазерная коррекция близорукости или дальнозоркости

Бинокулярное зрение
Бинокулярное зрение-способность одновременно чётко видеть
изображение предмета обоими глазами; в этом случае человек видит одно
изображение предмета, на который смотрит, то есть это зрение двумя
глазами, с подсознательным соединением в зрительном анализаторе (коре
головного мозга) изображений полученных каждым глазом в единый образ.
Создаёт объёмность изображения. Бинокулярное зрение также называют
стереоскопическим.
Бинокулярным зрением обладают многие
животные,рыбы,насекомые,птицы.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Строение глаза Человек видит не глазами, а посредством глаз, откуда информация передается через зрительный нерв, хиазму, зрительные тракты в определенные области затылочных долей коры головного мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим. Все эти органы и составляют наш зрительный анализатор или зрительную систему. Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопичным (то есть формировать трехмерное изображение). Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв "правую часть" изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения - правую и левую - головной мозг соединяет воедино. Так как каждый глаз воспринимает "свою" картинку, при нарушении совместного движения правого и левого глаза может быть расстроено бинокулярное зрение. Попросту говоря, у вас начнет двоиться в глазах или вы будете одновременно видеть две совсем разные картинки.

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Основные функции глаза: оптическая система, проецирующая изображение; система, воспринимающая и "кодирующая" полученную информацию для головного мозга; "обслуживающая" система жизнеобеспечения.

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Зрачок - отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок. Зрачок - отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок. Хрусталик - "естественная линза" глаза. Он прозрачен, эластичен - может менять свою форму, почти мгновенно "наводя фокус", за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском. Хрусталик, как и роговица, входит в оптическую систему глаза. Стекловидное тело - гелеобразная прозрачная субстанция, расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ. Входит в оптическую систему глаза.

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Эпителиальный слой - поверхностный защитный слой, при повреждении восстанавливается. Так как роговица - бессосудистый слой, то за "доставку кислорода" отвечает именно эпителий, забирающий его из слезной пленки, которая покрывает поверхность глаза. Эпителий также регулирует поступление жидкости внутрь глаза. Эпителиальный слой - поверхностный защитный слой, при повреждении восстанавливается. Так как роговица - бессосудистый слой, то за "доставку кислорода" отвечает именно эпителий, забирающий его из слезной пленки, которая покрывает поверхность глаза. Эпителий также регулирует поступление жидкости внутрь глаза. Боуменова мембрана - расположена сразу под эпителием, отвечает за защиту и участвует в питании роговицы. При повреждении не восстанавливается. Строма - наиболее объемная часть роговицы. Основная ее часть - коллагеновые волокна, расположенные горизонтальными слоями. Также содержит клетки, отвечающие за восстановление.

Слайд 15

Описание слайда:

Десцеметова мембрана - отделяет строму от эндотелия. Обладает высокой Десцеметова мембрана - отделяет строму от эндотелия. Обладает высокой Эндотелий - отвечает за прозрачность роговицы и участвует в ее питании. Очень плохо восстанавливается. Выполняет очень важную функцию "активного насоса", отвечающего за то, чтобы лишняя жидкость не скапливалась в роговице (иначе произойдет ее отек). Таким образом эндотелий поддерживает прозрачность роговицы.

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Похожие публикации